Брак земной и небесный.
(Библейское учение о браке).
Введение.
В начале статьи приведена глава из вероучения христиан
баптистов, где кратко изложено Библейское учение о браке. Следует сказать, что вероучение изначально, как «Первое
Лондонское», было у христиан баптистов в Англии с 1644 года. Затем в 1689 году,
более детально разработанное, было принято как «Второе Лондонское». В 1742
году это вероучение с некоторыми
изменениями было принято баптистскими церквями на территории Америки, как
«Филадельфийское Соглашение». В 1837 году Иоганн Онкен, будучи американским
баптистским миссионером в Германии, изложил его на немецком языке, где оно
известно как «Гамбургское вероучение». Именно Гамбургское вероучение,
переведённое Ф. П. Павловым на русский язык в 1876 году, было у баптистов на
территории царской России, а затем Советского Союза. Но в 1961 году среди
баптистов произошло разделение. Так называемые «отделённые баптисты» (сегодня
МСЦ ЕХБ) отказались от вероучения Павлова, осудив и Гамбургское и Лондонское
вероучение, как неправильное. При этом они заявили, что всё это время церковь
была в заблуждении, за что её руководители будут гореть в аду. Себя они
называют пробуждёнными, а остальных христиан спящими. С христианами, имеющими
Гамбургское вероучение, они не общаются, вечерю Господню не разделяют, почитая
нас нечестивыми. Своих христиан, которые хотят перейти в другие евангельские
церкви, отлучают. Особенно им ненавистно учение о браке, изложенное в
Гамбургском вероучении.
В этой статье мы будем исследовать, что Библия говорит о
браке и какие есть лжеучения. Ложь неизбежно приводит к греху, ссорам и разделениям,
а затем к разочарованию, и несчастью. И когда эти проблемы возникли в нашей
Горской церкви, на братском совете было принято решение написать и опубликовать
эту статью.
ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ
ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ,
изданное Ф.П. Павловым (1906 г.)
Повторно изданное Одинцовым (1928 г.)
XII. О браке.
Мы веруем, что брак утвержден
Богом (Быт.2.24; Евр.13.4; Еф.5.5,22-23) для
взаимного вспомоществования между мужем и женою (Быт.2.18); для размножения
рода человеческого (Быт.1.27.28) и для
избежания блуда (1Кор.7.2; 1Кор.7.9); веруем также, что мужчина должен
иметь только одну жену, а женщина лишь одного мужа при жизни обоих (Мф.19.4-6;
1Кор.6.16).
Мы признаем, что христиане могут
вступать в брак только в Господе, с верующим (1Кор.7.39; 1Кор.9.5,6;
Быт.6.1-3;, И.Нав.23.12,13; ЗЦар.11.1-8; Езд.9 и 10; Неем.13.23-28).
Мы признаем, что развод,
совершенный по причинам, не согласным со Словом Божиим, и вторичное вступление
в брак разведшихся, непозволительны (Мф.19.6-8; 1Кор.7.10,11). Но в случае
прелюбодеяния (Мф.19.9) и злоумышленного оставления неверующей стороной
(Кор.7.12,13,15), мы веруем, что развод и вступление в новый брак невинной
стороны может состояться согласно с Словом Божиим. При разводе, как и при
вторичном вступлении в брак, должны быть соблюдены постановления гражданского
закона (Пет.2.13).
Все дальнейшие размышления и выводы, будут согласны с этим
вероучением.
1. Не хорошо человеку быть
без брака.
...И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника,
соответственного ему. (Быт.2:18).
Мы прочитали, что нехорошо быть человеку одному, то есть, без
жены. Брак необходим человеку подобно как воздух и вода. Человек существо
социальное и нуждается в общении, без которого будет сильно страдать. Но только
брак позволяет иметь особенно близкие отношения, без которых человеку нехорошо,
даже если у него будет много друзей. По-видимому, так устроено человеческое
сердце, в котором есть сокровенное место, предназначенное только для самого
близкого и любимого. Подобно как в скинии Моисея, есть внешний двор, есть святое
место, и есть, святое святых, так и в сердце человека, есть место для всех
людей, есть место для друзей, и есть место для одного, самого близкого.
Итак, не хорошо человеку быть без брака, даже если он будет
иметь общение с друзьями. Возникает вопрос: Как же апостол Павел был безбрачным
и не страдал от одиночества? Более того, он учил, что одинокий христианин блаженнее,
чем тот, кто в браке 1Кор.7:40. Об этом будет следующий раздел.
Земной брак мужа и жены это прообраз духовного
брака человека с Богом.
... Возрадуемся и возвеселимся и
воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя.
(Откр.19:7).
... Ибо я ревную о вас ревностью
Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою
девою. (2Кор.11:2).
... Посему оставит человек отца
своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. 32 Тайна сия
велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. (Еф.5:31,32).
Вы не задумывались, как бы развивалась жизнь на земле, если
бы человек не согрешил? Господь сказал: ...плодитесь и размножайтесь. Представим
себе, что никто не умирает, но люди рождаются и рождаются. Как вы думаете, как
долго это могло продолжаться? Ведь земля не беспредельна. Сегодня на земле каждую
секунду умирает 2-3 человека, и рождается 3-4 человека. То есть, каждую секунду
на земле население увеличивается примерно на 2 человека. В году 31 536 000
секунд. Следовательно, население земли растёт каждый год на 60 миллионов. И это
при том, что многие люди из-за болезней не способны рождать детей. А ещё многие
умирают в молодом возрасте, не успев родить. Но при этом население земли бурно
растёт. Ещё триста лет назад на земле было 1,5 миллиарда людей. Сегодня уже
почти восемь миллиардов. И это при том, что на земле войны не прекращаются.
Итак, что было бы, если бы люди не согрешили, а значит, и не
было смертности, не было болезней? Думаю, люди наполнили бы землю примерно за
1000 лет. Эта цифра не случайная. Вспомните, где мы уже слышали это число? Конечно,
это 1000 летнее царство Израиля во главе со Христом. Там не будет болезней, и
смертность будет небольшая. Думаю, за эти 1000 лет земля буде наполнена людьми
максимально. Нужно сказать, что войдёт в это 1000 летнее царство Христа не
очень много людей. Перед этим будут 7 лет великой скорби, когда огромное число
людей погибнет от войн, от эпидемий, от землетрясений, от метеоритов, от бесов,
выпущенных на волю.
Но и это ещё не всё. Когда Господь придёт на землю, чтобы
установить царство, обещанное Израильскому народу, большинство оставшихся в
живых людей под предводительством антихриста и сатаны, соберутся, чтобы воевать
против Христа и против Израиля. Конечно же, Господь одержит победу и убьёт их
духом уст Своих.
Но и это ещё не всё. Оставшиеся в живых люди предстанут на суд Христа (так
называемый суд над живыми). После этого суда большая часть людей будет осуждены
и отправлены в ад ожидать второго воскресения и последнего суда. Итак, после
всех этих судов Божьих, на земле останется лишь малая часть людей, которые и войдут
в 1000 летнее царство Израиля и Христа. Во-первых, это будут сами израильтяне.
Во-вторых, это будут люди, из других народов, которые помогали Израильтянам в
дни великой скорби. (Матф.25:31-46). Будет там так же церковь, но она будет уже
в прославленных телах, а значит, люди церкви уже не будут жениться, и не будут
рождать детей. Израиль же и остальные люди войдут в царство в обычных телах.
Они то и наполнят землю своим потомством. Итак, за время 1000 летнего царства Израиля
во главе со Христом, смертность будет очень низкая и люди расплодятся быстро. О
количестве одних только Израильтян написано:
... будет число сынов Израилевых как песок
морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им:
"вы не Мой народ", будут говорить им: "вы сыны Бога
живаго". (Ос.1:10).
Сколько будет остальных людей можно примерно определить из
следующего отрывка. Написано:
...Когда же окончится тысяча лет,
сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся
на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. (Откр.20:7).
Снова звучит эта
цифра – число их как песок морской. Сколько песчинок в море? А теперь умножьте
это число надвое. Примерно столько людей родится во время 1000 летнего царства.
Трудно даже представить эту цифру. Но думаю, люди заполнят всю землю. Не так
конечно, что и яблоку негде будет упасть, но так, чтобы комфортно было жить
всем жителям, имея вокруг себя какое-то личное пространство.
Что удивительно, но когда будет выпущен сатана, чтобы обольщать народы,
то большинство из них будут не довольны, и восстанут против Христа и против
Израиля. Христос, конечно, снова расставит всё по местам и поразит их Своим
гневом. После чего наступит второе воскресение, когда все грешники, умершие за
всю эпоху земли, предстанут на суд белого престола. Это будет, так называемый
суд над мёртвыми.
Но вернёмся к теме
брака. Я привёл эти примеры, чтобы показать, что если бы в раю люди не
согрешили, то они бы не смогли бесконечно долго рождаться. Вероятно, земная
жизнь людей была задумана Богом как начальный этап. Я так уверенно об этом
говорю, потому, что Библия открывает нам будущее. Господь говорит, что в Царстве
Небесном не женятся и замуж не выходят, но будут как ангелы Божии на небесах. Написано:
... ибо
в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на
небесах. (Матф.22:30).
Что это? Бог изменил планы? Не думаю. Бог делает всё, как
задумал изначально и ничто Ему не помешает. А значит, Он с самого начала
задумал, что люди будут плодиться и размножаться, пока наполнят землю, а затем
начнётся другой этап – царство небесное. Как и написано:
... Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21 Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, [которою] Он действует и покоряет Себе все. (Фил.3:20,21).
Да, сегодня брак
необходим человеку как воздух и вода, но брак между мужем и женой это лишь первый
этап в духовном росте человека. Благодаря земному браку мы учимся глубоким
взаимоотношениям и одновременно рождаем детей, учимся их воспитывать, любить,
терпеть и прощать. Таким образом, мы можем лучше понять Бога. Но затем человек
переходит в следующий этап жизни – духовный брак с Господом. Но не сразу. Сначала
обручение, то есть, рождение свыше и крещение в тело Церкви и Христа. Написано:
... Ибо я ревную о вас ревностью
Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою
девою. (2Кор.11:2).
А затем, когда Христос придёт на облаках, церковь будет
восхищена к Нему, где начнётся великий свадебный пир. Церковь не случайно
названа невестой обручённой Христу. Итак, сегодня брак ещё не совершился, но
обручение уже произошло. Это значит, что церковь уже сегодня может учиться
духовному единству со Христом. Для этого нам даровано общение Святого Духа, Который
помогает нам познавать Бога и Христа, и помогает нам получать радость от
общения с Ним. Когда христианин имеет близкие отношения с Богом, он уже не
одинок. И поэтому, к христианам, рождённым свыше, уже не относится сказанное в
начале: «...не хорошо человеку одному». Потому, что христианин уже не один, он
с Духом Святым, благодаря чему не будет переживать одиночества, даже если его
посадят в одиночную камеру в тюрьме.
По-видимому, апостол Павел достиг определённого духовного
возраста, когда человек уже не так остро нуждается в браке. Заметьте, Павел нигде
не говорил, что такая жизнь ущербная. Наоборот, он говорил, что такая жизнь блаженнее
(счастливее). Вот что он пишет:
... Жена связана законом, доколе
жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в
Господе. 40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я
имею Духа Божия. (1Кор.7:39,40).
Слово – она блаженнее, если останется одна, говорит о том,
что к духовной христианке уже не относится сказанное в начале: ...нехорошо
человеку быть одному. Конечно, если человек не младенец и имеет дар безбрачия. Человек,
растущий в познании Господа, может быть даже блаженнее, чем женатые люди. Конечно,
это ещё не то будущее блаженство, когда мы познаем Христа во всей полноте.
Написано:
... Когда я был младенцем, то
по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как
стал мужем, то оставил младенческое. 12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое]
стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда
познаю, подобно как я познан. (1Кор.13:11,12)
Итак, брак между мужем и женой, это прообраз духовного брака
человека с Богом. Но не думаю, что нам нужно проводить слишком близкую аналогию. Поймите
меня правильно. В браке между мужем и женой есть телесная близость, которую
нужно рассматривать только, как прообраз близости Бога с человеком. Написано:
...Разве не знаете, что тела ваши
суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами
блудницы? Да не будет! 16 Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею
становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. 17 А соединяющийся с Господом есть один дух с
Господом. 18 Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне
тела, а блудник грешит против собственного тела. 19 Не знаете ли, что тела ваши
суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не
свои? 20 Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах
ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1Кор.6:15-20)
В духовном браке дух человека соединяется с Духом Божьим. И
если муж и жена в земном браке могут переживать счастье от близости друг с
другом, то насколько же блаженнее единство с Господом? Вот почему Господь
сказал, что в царстве небесном не будут жениться и выходить замуж.
Вернёмся в райский
сад до грехопадения человека. Я уже предложил вам пофантазировать и
представить, что было бы, если бы люди
не согрешили. И мы поняли, что повеление людям плодиться не может быть вечным,
если только Бог не планировал расселять людей по другим планетам вселенной. Но,
во-первых, мы не видим даже намёка на это. А во-вторых, Библия учит, что в
Царстве небесном люди не будут жениться и выходить замуж.
Итак, если рассматривать вариант, что человек не согрешил бы,
то события развивались примерно так. Царство Адама распространилось бы по земле,
и параллельно распространялось бы духовное Царство Божье. То есть, люди бы
рождались свыше, (этап обручения), получали дар Святого Духа и затем переходили
бы к следующему этапу жизни – брак с Господом и жизнь на небесах. Может быть,
для кого-то это звучит непривычно. Многие христиане не понимают, зачем не согрешившему
человеку нужно было бы рождаться свыше. Но
так думают потому, что почитают рождение свыше только как возрождение из
мёртвых. И если бы люди не согрешили и не умерли духовно, то и возрождение им не
было бы нужно. Но Библия говорит о
рождении свыше не только как о возрождении из мёртвых, но как о соединении с
Господом. Такое соединение нужно не только согрешившим людям, но и не
согрешившим. Без такого соединения с Господом, человек не может жить праведно.
Почему первые люди и согрешили, ибо не были рождёнными свыше. А о том, что они
ещё не были рождёнными свыше, написано:
...Первый человек - из земли,
перстный; второй человек - Господь с неба. 48 Каков перстный, таковы и
перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 49 И как мы носили образ
перстного, будем носить и образ небесного. (1Кор.15:47-49).
Причина грехопадения в недооценке
этого дара. Думаю, люди уже сначала были предупреждены о необходимости рождения
свыше. Таким предупреждением было дерево жизни, на которое, почему-то не
обратили люди внимание. Но задумайтесь над названием – дерево жизни. Это говорило, что в людях не было какой-то
особой жизни, которая называется вечная. В первых людях конечно была жизнь. Но
дерево жизни, растущее посреди рая, было подобно большому рекламному щиту, говорящему,
что люди не имеют в себе вечной жизни. А значит, люди должны принять вечную
жизнь, то есть, родиться свыше. Удивительно, но Адам с Евой проигнорировали это
довольно ясное предупреждение. В результате согрешили. Кстати, люцифер согрешил
по той же причине. Написано:
... Он был
человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда
говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. (Иоан.8:44).
Люцифер согрешил, потому, что не было в нём истины. А истина
это Христос. Люцифер не устоял в истине, потому, что истина не жила в нём. В результате
грех стал распространяться и вносить свои коррективы. Правда, это не помешало
Господу исполнять Свой план и христиане твёрдо уверены, что будет как обещано,
и как задумано с самого начала:
... Наше же жительство - на
небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа,
(Фил.3:20).
... ибо в воскресении ни женятся,
ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. (Матф.22:30).
Итак, брак между мужем и женой это прообраз брака человека с
Богом. Вот почему Бог борется за чистоту брака. И вот почему сатана все свои
силы бросает на разрушение брака, и почему в мире так прочно укоренилась
порнография.
Что же представляет собой духовный брак человека с Господом?
Это соединение человеческого духа с Духом Божьим. Думаю, мы лучше это поймём,
когда узнаем, что такое брак.
2. Брак – это союз
скреплённый заветом.
... которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
(Прит.2:16,17).
Еврейское слово -
«бэрит» – завет, так же имеет значение – договор, союз.
Еврейский лексикон Стронга (с) Bob Jones University.
Завет (договор, или союз) строится на обоюдных соглашениях и
заверениях. Прошу обратить особенное внимание и запомнить, что брак это договор
между мужчиной и женщиной. Для завета и союза необходимо как минимум двое. Один
человек не может иметь завет, или союз. Повторяю, брак это союз двоих, мужа и
жены, скреплённый заветом. Как и в любом договоре, в брачном завете есть элемент
веры и доверия. Это значит, что муж и жена верят друг другу на слово, доверяя
друг другу свои тела, свои души. Нарушение завета называется вероломством.
Написано:
... Но поистине, как жена
вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом
Израилев, говорит Господь. (Иер.3:20).
... Вы скажете: "за
что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей,
против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная
жена твоя. (Мал.2:14).
Итак, в браке есть элемент веры и возможно предательство и
вероломство. То есть, доверие может быть сломано.
Закон замужества.
Всякий завет, договор, союз держится на определённых
условиях, или законах. Так и брачный завет имеет свои законы (заповеди).
Написано:
... Замужняя женщина привязана
законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. (Рим.7:2).
Если муж и жена договорились жить в брачном союзе, то они
должны знать, какие условия (заповеди) нужно соблюдать в этом браке. Что
удивительно, их не много. А точнее, всего четыре. Написано:
...Потому оставит человек отца
своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:24).
Здесь две заповеди
для мужа. Если раньше для мужчины самыми близкими людьми были родители, то
теперь жена самый близкий человек. Никто не может быть ближе и роднее, чем
жена. Итак, первая заповедь – любить жену больше всех людей. Вторая заповедь – прилепиться
к жене, так, чтобы они были одной плотью. Здесь нет никакой мистики, здесь
простое повеление, чтобы муж заботился о жене, как о самом себе. Новый завет
дублирует эти заповеди:
... Мужья, любите своих жен, как
и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, (Еф.5:25).
... Так должны мужья любить своих
жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. 29 Ибо никто никогда
не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
(Еф.5:28,29).
Заповеди для жены так
же две. Написано:
... И сказал Господь Бог: не
хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
(Быт.2:18).
Жена – значит помощница.
Такой закон брака. Ну и, конечно же, жена должна любить мужа больше всех, и
хранить ему верность. Вот и все заповеди для жены в браке! Всё максимально
просто – жена должна быть помощницей мужу, а не руководителем, а так же должна
быть ему верной. Новый завет повторяет эту заповедь:
... Жены, повинуйтесь своим
мужьям, как Господу, (Еф.5:22).
Закон Божий, это свод
нескольких законов. Есть гражданский закон, есть закон о богослужении в
храме, есть закон замужества, есть ритуальный закон и другие. Но жена привязана
к мужу не ритуальным законом и не богослужебным, а привязана к мужу законом
замужества. Правда, привязана она, пока у мужа этот закон есть в сердце,
который научает мужа заботиться о жене, как о самом себе. Но если муж не сохранил
в своём сердце этот закон, тогда и связь оборвалась. Как жена может быть
привязана законом к мужу, если у мужа в
сердце нет этого закона? Никак. Она свободна. Осталось только исполнить
формальную часть, обратиться к судье, чтобы всё было формально правильно.
Равно и муж, привязан к жене законом замужества, при
условии, если жена хранит этот закон в своём сердце, который учит её быть
помощницей мужу. Но если она не сохранила закон замужества, то есть, не хочет
подчиняться мужу, но противится его власти, тогда муж так же свободен от закона
замужества, и напишет ей разводное письмо.
Целостность брака
зависит от верности обоих супругов. Прочность любого завета зависит от
обеих сторон. Так и в брачном завете, прочность брака зависит от верности обоих
супругов. И если одна из сторон нарушает закон замужества, то разрушает и брачный
союз. Напомню, что брак это заветный союз. А слово завет, значит, что есть
общее соглашение и доверие, основанное на заповедях (законе). И когда одна из
сторон нарушает закон брака, то другая сторона не обязана выполнять условия
завета.
Конечно же, предназначение брака, соединить мужа и жену на
всю земную. Как и написано: ... Замужняя
женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от
закона замужества. (Рим.7:2).
Но что делает брак
вечным? Вечным брак делает обоюдная верность супругов. Если же один из
супругов нарушает договор, то есть, нарушает заповеди, о которых было сказано
выше, то по сути, то второй человек имеет полное право аннулировать договор,
потому, что вторая сторона уже вышла из союза.
Союз не может состоять из одного человека. Для союза нужно
два человека. И если один из супругов нарушил договор, он нарушил союз и
фактически вышел из союза. Он уже не союзник, а предатель. Как мы и прочитали,
что изменник поступает вероломно. Итак, один человек не может быть в союзе сам
с собой. Для союза нужно двое.
Например, ножницы
состоят из двух частей. Пока эти
части вместе, они называются ножницами. Но если одна часть отсоединилась и потерялась,
то вторая часть уже не может называться ножницами. Так и брак, до тех пор
является браком, пока оба супруга вместе и верны завету. Но если один нарушает
завет и выходит из союза, то брак аннулируется. Тот, кто нарушает завет, тот и
есть преступник и разрушитель брака. Когда же невиновная сторона подаёт
заявление в суд на развод, то это только формальность, потому, что предатель
уже фактически разрушил брачный союз.
Люди думают, что брак
это какая-то мистическая связь, которая образуется между мужем и женой. И
якобы эта мистическая связь сохраняется, даже если муж загулял и бросил жену.
Но это выдумки людей, любителей мистики. Написано:
... Если кто возьмет жену и
сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он
находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в
руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и
выйдет за другого мужа, 3 но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей
разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей
последний муж ее, взявший ее себе в жену, - 4 то не может первый ее муж,
отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо
сие есть мерзость пред Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой
дает тебе в удел. (Втор.24:1-4).
Мы видим, что никакой мистической связи между мужем и женой
нет. Но есть только брачный договор, который может быть преступным путём
разорванным. В данном месте Писания, преступницей является жена, которая
противилась мужу, нарушая заповедь, по которой она должна быть помощницей.
Но не только муж мог написать разводное письмо. Так же и
жена имела право оставить нерадивого мужа, который не соблюдал условия брачного
закона. Написано:
...если он обручит ее сыну
своему, пусть поступит с нею по праву дочерей; 10 если же другую возьмет за
него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; 11 а если
он сих трех [вещей] не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
(Исх.21:9-11)
В этом случае муж, своим преступным поведением нарушает
брачный завет, и жена имеет право выйти от него. Да, Бог ненавидит развод и
хочет, чтобы люди жили вместе, и не разводились. Но это не значит, что брак не
может быть разрушен беззаконником. А иначе, по учению некоторых, получается,
что Бог позволив людям разводиться, позволил им так же и прелюбодействовать. Но это невозможно.
Итак, что же значит
написанное, что жена привязана законом к мужу, доколе он жив? И если умрёт муж, только тогда она
освобождается от закона замужества. Фраза – привязана законом, значит,
привязана брачным законом, о котором мы уже говорили выше.
Изобразим это в иллюстрации. Поставьте мужчину и женщину друг
перед другом. Дайте каждому у руки верёвку и пусть они обвяжутся каждый своей
веревкой, как это делают альпинисты, оставив свободный конец. Верёвка мужа
символизирует его верность. Верёвка жены символизирует её верность. А теперь
пусть они свяжут свои верёвки между собой. Теперь это уже не просто две
верёвки, но одна связь. Эта связь двух верёвок символизирует брачный завет, или
брачный закон, которым они привязаны друг к другу Рим. 7:2. Прочность завета,
который связывает мужа и жену, зависит от обоюдной верности обоих супругов. И
если один из них становится неверным, то рвётся связь, как бы другой не
старался удержать супруга.
Рассмотрим ещё иллюстрацию. Представим, что два
предпринимателя фермер и промышленник, заключили между собой договор на всю
жизнь. По этому договору один будет поставлять другому овощи, хлеб, мясо и
молоко, а тот, будет поставлять ему промышленные товары. Оба привязаны этим
договором друг к другу до самой смерти. Но это не значит, что договор
невозможно нарушить. И когда один из них всё-таки нарушит договор, став
преступником закона, то другой автоматически освобождается от договора. Допустим,
что так и случилось, и промышленник перестал поставлять свою продукцию. Разве справедливо
заставлять фермера выполнять свою часть договора? Нет, конечно же. И если
власть насильно заставит фермера поставлять продукты промышленнику, который уже
не выполняет свой договор, то это уже будет преступлением со стороны власти.
Не так ли поступают
некоторые, взявшие власть в церкви, когда заставляют христианок, которых
бросили мужья и женились повторно, хранить верность этим предателям. Они
заставляют их ожидать, пока блудный муж бросит вторую жену и вернётся обратно.
И если он вернётся, то принять его снова, как мужа. Если же она этого не
сделает, то её отлучат от церкви. А если блудный муж не вернётся вообще, то она
всё равно должна хранить верность предателю до самой его смерти. Ну, разве это
не преступная власть?! Такие лжеучителя сами преступники, ибо нарушают закон.
Итак, жена привязана брачным
законом к мужу до смерти, но подразумевается, что этот закон есть у него в
сердце. Если же муж сам беззаконник, то чем жена к нему привязана? Ничем.
Она свободна. О, как же лукавы и лицемерны люди, которые заставляют христиан,
которых предали, оставаться в связи с преступниками и хранить верность
предателям! Они лукаво умалчивают, что в
законе написано:
... если же другую возьмет за
него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития; а если он
сих трех не сделает для нее, пусть она отойдет даром, без выкупа.
(Исх.21:10,11).
Здесь ясно написано, что если муж не обеспечивает жену
пищей, одеждой и супружеским сожитием, то жена освобождается от брачных уз и
свободна для нового брака.
Возможно, кто-то
возразит, что так могла поступить рабыня, которую хозяин взял в жёны, но
это не значит, что свободная женщина может таким же путём освободиться от
нерадивого мужа. О! Хотелось бы мне
посмотреть в глаза человеку, который скажет такое. Это же надо так уничижить
женщину в своих глазах, что даже рабыня имеет больше прав, чем свободная!
Так же, если жена нарушает брачный закон, тогда муж может развестись
с ней, написав разводное письмо. Написано:
... Если кто возьмет жену и
сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он
находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в
руки, и отпустит ее из дома своего, 2 и она выйдет из дома его, пойдет, и
выйдет за другого мужа, (Втор.24:1,2)
Что же такое противное должно было найтись в жене, что
давало мужу право развестись с ней? О,
сколько толкований и споров по этому поводу! Одни говорят, что муж имел право
развестись по любому, даже малейшему поводу. Другие говорят, что там было
что-то нечистое. Третьи говорят, что Иисус разъяснил в Нагорной проповеди, что
речь идёт о прелюбодеянии. Но все эти толкования натянутые и противоречивые. Не
думаю, что речь шла о прелюбодеянии жены, ибо в этом случае по закону её
полагалось побить камнями. Речь идёт о противлении жены, не желающей
подчиниться мужу. Всё дело в брачном законе и завете. По брачному договору, жена
должна быть помощницей мужа. То есть, муж глава, а жена подчинена мужу. А муж,
по этому же договору, должен обеспечивать жену едой, одеждой и супружеским
сожитием. Нарушение одним из супругов своей части договора, давало другому
право на развод.
Само слово – жена,
значит помощница. А если женщина не помощница мужу, то путь называется
как-то иначе, но только она не имеет права называться женою. В русском и
украинском языках это звучит очень метко – замужняя, замужем. То есть, она не
впереди мужа, но за мужем. Муж впереди, а она за ним. Она не главная, но он
главный, а она за его спиной надёжно скрыта от опасностей. Но если женщина
впереди мужа, она уже не замужем, и не имеет права называться замужнею. Итак, если
жена противится мужу, она уже не замужняя, и муж по ветхому завету имел полное
право написать ей разводное письмо. При этом не муж разрывал брачный завет, но
противная жена своим поведением сама разрушила связь.
Так же, если муж не
заботится о жене и тем самым причиняет вред её здоровью и жизни, тогда жена имеет
право развестись с нерадивым мужем. Если же эти условия не соблюдаются, тогда
это уже будет не союз, а рабство.
Примеры вероломства в браке.
Вероломство, это супружеская
неверность. Когда муж прелюбодей, это уже не брак, а какое-то уродство. Прелюбодей,
своим предательством ломает доверие жены и разрушает брак. Слово – «вероломно», говорит о том, что
доверие может быть и сломано.
Вероломство, когда
муж избивает жену, или проявляет насилие. Это уже не брак, а тюрьма.
Вероломство, когда муж пропивает имущество или проигрывает
в азартные игры, так, что жена вынуждена постоянно отдавать долги, живя в
бедности. Конечно же, такой муж, не будет разводиться, и пока ему выгодно,
будет сидеть на шее у жены.
Вероломство, когда просто
бросили. Брак это союз двоих. Но если человек остался один, потому, что его
бросили, это уже не союз. В этом случае предатель разрушил брачный союз.
Во всех этих примерах, виновная сторона своими делами
нарушает договор и разрывает союз. И невиновная
сторона имеет законное право подать на развод, что будет лишь формальностью.
Брак это согласие, или
соглашение.
... Прочим же я говорю, а не
Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая
имеет мужа неверующего, и он согласен
жить с нею, не должна оставлять его. (1Кор.7:12,13).
Мы видим, что согласие это скрепляющая часть брака. Проведём
анализ слова согласен – со гласен. Это два голоса звучащие в унисон. Приставка –
со, говорит муж и жена говорят, и думают одинаково. Например, если муж согласен
жить с верующей женой, то не мешает её посещать собрания и нести какое-то
служенйие. И если муж действительно согласен жить с жен, тогда жена не должна
оставлять мужа. Если муж согласен жить с ней – значит согласен со словом
закона. Слово – согласен, значит, думает и говорит то же, что и слово Божье.
Прислушайтесь к слову – со-гласен. Итак, если муж согласен жить, то жена не
должна оставлять неверующего мужа. Но если он запрещает жене посещать собрание
и запрещает верить в Бога, запрещает учить детей о Боге, тогда муж не в
согласии, но диктатор.
Безбрачие это дар Божий.
... Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога,
один так, другой иначе. 8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться,
как я. 9 Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,
- 11 если же разведется, то должна
оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять
жены [своей]. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену
неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена,
которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять
его. 14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая
освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. 15
Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в
таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:7-15).
Мы видим, что безбрачие это особый дар Божий. Такой дар был
у апостола Павла, и он желает, чтобы другие были как он. Но, тут же апостол
предупреждает, что если этого дара нет, тогда лучше вступить в брак, чтобы не
разжигаться.
Некоторые толкуют, что разрешение выходить повторно замуж
относится только к вдовам, и никак не относится к разведённым. Так же они
говорят, что безбрачные это те, кто ещё не был в браке. Но в 11 стихе апостол
называет безбрачными как раз тех, кто был разведён. Что же говорят фарисеи? Они
говорят, что разведённые должны оставаться одни, не зависимо есть ли у них дар
безбрачия, или нет. По их словам получается, что человеку дар не нужен, ибо он
может не разжигаться и не грешить самостоятельно. У нас в церкви есть
христианин, который особенно рьяно это доказывал и даже угрызал тех, кто
вступил в повторный брак, называя их блудниками и прелюбодеями. Только в итоге
оказалось, что он сам не устоял и впал в грех блуда и, причём неоднократно, и
не с одной женщиной. Исполнилось слово:
... рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую
приготовил: (Пс.7:16).
... языком своим они поразят
самих себя; все, видящие их, удалятся от них. 10 И убоятся все человеки, и
возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. 11 А праведник
возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые
сердцем. (Пс.63:9-11).
Господь не разрешает развод
между христианами и они послушны.
Но это не значит, что неверующий супруг (супруга) не может
разрушить брачный завет. И когда неверующий человек хочет развестись, то невиновная
сторона, не связана (свободна). Следовательно, христианин, которого оставила
неверная жена, может вступить в другой брак. Слово не связан, значит свободен. Если
же предположить, что законно разведённый человек не может снова вступить в
брак, то о какой свободе здесь написано? Некоторые толкуют, что слово – не
связан, значит, не связан виной. То есть, свободен от вины, но при этом не
свободен от брака. Но это натянутое толкование. Слова – «связан», и «свободна»
мы встречаем ещё в двух отрывках, говорящих о браке:
... Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в
Господе. (1Кор.7:39).
...Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если
умрет муж, она освобождается от
закона замужества. 3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется
прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет
прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. (Рим.7:2,3).
Итак, мы видим те же самые слова – связан, и свободна, и оба
они говорят о браке, разводе и повторном браке. И слово свободна, значит, не
только свободна от вины, но так же свободна от прежних брачных уз.
Конечно же, предвзятые люди всегда недоговаривают, и
пользуются полуправдой. Так случилось и с толкованием (1Кор.7:39) и (Рим.7:2,3).
Они говорят, что жена и муж неразрывно привязаны законом друг к другу. Говорят
ли они всю правду? Нет. Они «стыдливо» умалчивают, что по закону Моисея, (именно
на него ссылается апостол), муж мог написать разводное письмо, после чего жена
могла выйти за другого. (Втор.24:1-4). Итак, нельзя утверждать, что брачный
союз неразрывен.
Почему Христос сказал, что
только прелюбодеяние будет уважительной причиной для развода.
... Сказано также, что если кто
разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто
разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод
прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
(Матф.5:31,32).
Мы уже несколько раз прочитали, что закон Моисея разрешал
развод, как мужу, так и жене, когда один из супругов нарушал закон. Почему же Господь
сказал в Нагорной проповеди, что только прелюбодеяние будет уважительной
причиной для развода? На первый взгляд, кажется здесь противоречие. Как же
выйти из этого положения? Всё дело в
том, что нагорная проповедь это конституция Церкви. Когда Господь создал Свою Церковь,
то дал ей более строгие заповеди. Но если точнее, Господь возвратил церковь к
заповедям, которые были от начала сотворения мира. Написано:
... Он говорит им: Моисей по
жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам:
кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот]
прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матф.19:8,9).
Обратите внимание на слова: ...а сначала не было так. Пока люди не согрешили, Бог не давал
права на развод. Затем человек согрешил, и это внесло некоторые коррективы, о
которых будет сказано ниже. Когда же Господь создаёт церковь, то Он возвращает
искупленных, то есть, возрождённых христиан к древней заповеди. Но которая, при
этом называется новой:
... Возлюбленные! пишу вам не
новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала.
Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть
истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто
любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1Иоан.2:7-10).
Итак, Бог запрещает развод Своей Церкви (возрождённым
христианам), хотя Сам же разрешил развод не возрождённым людям, и то при
условии, что кто-то из супругов нарушает завет брака. Почему же Бог позволил в
Ветхом завете разводиться, а по Новому завету не позволяет? Всё дело в том, что
человек, рождённый свыше, имеет Духа Святого, и может с Его помощью решить
семейные проблемы, чтобы сохранить семью. Человек же, не имеющий Святого Духа,
жестокосерден. И если принудить жестокосердных людей жить вместе, не смотря,
что они уже вошли в стадию войны, это приведёт к трагедии. Вот почему
требования к спасённым и неспасённым людям различны. Бог дал новые сердца
возрождённым людям. И если это действительно так, то христиане должны
довериться Богу, и Он поможет им разрешить любую проблему в браке. Но для этого
христианин должен быть духовным.
Как быть, когда
христианин плотский, или младенец? Когда христианин ещё не познал истину,
которая делает нас свободными (Иоан.8:32), в этом случае христиане ведут себя
почти так же, как и неверующие люди. Конечно же, всё это время Бог трудится над
ними. Но это может затянуться надолго, особенно, если христианин попал в
церковь, заражённую закваской фарисейской. И тогда плотские христиане начинают
угрызать друг друга не только в церкви, но и в своей семье. Может дойти до
того, что уже не смогут жить вместе и разведутся. Конечно же, Господь не даёт
разрешение на такой развод. Что делать, если это случилось? Отлучать ли их от
церкви? Пока ещё нет. Но им ставится условие – они не могут вступить в
повторный брак с кем-то другим, но должны оставаться безбрачными, или же
примириться друг с другом. Написано:
... А вступившим в брак не я
повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то
должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим. (1Кор.7:10).
Итак, если двое христиан развелись по причине их плотского
состояния, то они должны оставаться безбрачными. В это же время их природа
будет подталкивать их на сближение, и они будут искать возможности примириться.
Но повторяю, по учению Христа, они не имеют права вступать в брак с другими
людьми. Если же они не послушают, это будет свидетельствовать, что они
неверующие люди. В этом случае их следует отлучить от церкви, ибо сбывается
слово:
... Если же неверующий хочет
развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к
миру призвал нас Господь. (1Кор.7:15).
Некоторые
соглашаются, что развод возможен, но отрицают возможность повторного брака.
Так кажется только тем, кто наблюдает со стороны, а у самих всё хорошо в браке.
А то, что брат, или сестра остались одни, или хуже того, с малыми детьми на
руках, и не имеют возможности работать и обеспечивать семью, это их не волнует.
Когда у человека всё благополучно, он может произносить высокопарные проповеди,
ибо не понимает, что значит бороться с искушениями. И когда другой брат, или
сестра, оставшись одни, начинают разжигаться и вскоре впадут в блуд, это не
волнует фарисея. Об этом хорошо сказал
Господь:
... и вам, законникам, горе, что
налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не
дотрагиваетесь до них. (Лук.11:46).
Я уже говорил выше о христианине, который рьяно учил и
угрызал вступивших в повторный брак, обзывая их прелюбодеями. Но в итоге сам
попал в яму, которую вырыл. Господь не дал ему силы бороться с искушениями, и
он согрешил. А всё потому, что поверил в ложное учение о браке.
Давайте повторим
важные ключевые истины.
1. Брак это завет. В завете есть заповеди.
Люди часто заключают друг с другом заветы по разному поводу. Например, когда
человек устраивается на работу, он заключает трудовой договор с предприятием,
согласно которому обе стороны обязаны выполнять условия договора - выполнять
работу качественно и в срок, а работодатель со своей стороны обязуется
выплачивать вам зарплату полностью и тоже в срок. Через некоторое время работодатель
нарушает договор и не выплачивает зарплаты. Но при этом требует от вас, чтобы
вы и дальше выполняли условия договора, то есть, работали, но теперь уже
бесплатно. Разве это законно? Нет! То же самое, относится и к нам. Представьте,
что вы не ходите на работу, но требуете, чтобы нам платили зарплату? Конечно
же, это глупо. А тот, кто будет это узаконивать, сам будет преступником.
Проблема в том, что некоторые именно так толкуют вопросы
брака, пытаясь узаконить беззаконие,
говоря, что завет брака нерасторжим, даже
если супруги будут разведены по причине прелюбодеяния одной из сторон. То есть,
развод будет только формальный, и связь между ними не разорвётся до самой
смерти. Поэтому, пострадавшая сторона обязана хранить верность изменнику,
пока он не вернётся назад, или, пока не умрёт. И если блудник через
несколько лет вернётся и попросит прощение, то жена обязана простить и принять
его снова как мужа, а иначе её отлучат от церкви. Я видел видеозапись, как
убелённый сединой служитель Николай Антонов, именно так учил собравшихся на
конференцию христиан. А ещё он сказал, что если жену и мужа связать вместе, то
оба привязаны друг к другу и не могут развязаться (Рим.7:1-3) (1Кор.7:39). Он много раз обращал внимание
именно на то, что муж и жена связаны неразрывно. Не знаю, лукавил этот человек,
или не имел элементарных знаний, но Павел обращается ...к знающим закон Рим.7:1. Давайте
же обратиться к закону, на который ссылается апостол Втор.24:1-4. И там ясно
сказано, что муж мог написать разводное письмо и разведённая жена могла выйти
за другого. То есть, утверждение, что брак не разрушим, ложное. Сомневаюсь, что
Николай Антонов об этом не знал, а значит, лукавил, подминая Писание под своё
мировоззрение.
Если брачные узы не разрываются до самой смерти, тогда вышло бы, что
Бог в законе Моисея позволил прелюбодействовать. Но это, конечно же, не так.
2. Разные заветы и
разные требования. ... Моисей, то есть, Ветхий завет, по жестокосердию людей
позволил разводиться, а сначала не было так; (Матф.19:8). Почему жестокосердие
стало уважительной причиной для развода? Дело в том, что закон Моисея не
приносит человеку спасение от греха. Человек только обличался законом, и даже
получал прощение грехов посредством жертвоприношений, но не спасался от греха. Закон
не может изменить сердце человека, как кровь тельцов и овнов не может очистить от
греха. Спасти и изменить нас может
только Бог. И если между неверующими супругами началась вражда, то жизнь
обоих может превратиться в ад, вплоть до необратимых последствий. Люди во
вражде могут довести друг друга до болезни, и даже до смерти. А ещё человек может
в порыве гнева, или отчаяния, убить другого, или самого себя. Я лично знаю
несколько таких случаев, и это только в нашей местности.
Итак, по жестокосердию людей, Бог разрешил в законе Моисея
развод и повторный брак. Тем самым Господь проявил милосердие к людям. Дав
разрешение на развод и повторный брак, Бог дал человеку шанс построить семейную
жизнь заново. И довольно часто, люди, «наломав дров» в первом браке, и
женившись повторно, уже более осторожны, более терпимы и сдержанны, и стараются
принимать супругов, не ломая их через колено, как они попытались это сделать в
первом браке.
Конечно, проблема в том, что грешный человек извращает всё хорошее
и злоупотребляет тем, что дано ему на добро. Написано, что даже благодать Божью
человек может превратить в повод к распутству Иуд.1:4. Так и в нашем вопросе. Когда
Бог позволил людям разводиться по их жестокосердию, чтобы оградить их от ещё
большего зла, человек тут же стал злоупотреблять этим, и начал разводиться по
любому, даже пустяковому поводу.
3. Новый завет
заключён с Церковью (возрождёнными людьми).
... Также и чашу после вечери,
говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.
(Лук.22:20).
Мир живёт по Ветхому завету. А церковь живёт по Новому
завету. Человек может жить по Новому завету только тогда, когда рождается свыше
и принимает дар Духа Святого. Благодаря чему верующие люди получают всё необходимое для жизни и благочестия (2Пет.1:3), а значит,
могут жить в мире друг с другом, сохраняя семью. Чего нельзя сказать о Ветхом
завете, по которому человек получает в помощь только закон. Написано:
... Вы, оправдывающие себя
законом, остались без Христа, отпали от благодати, (Гал.5:4).
Так ли плохо, быть без Христа и отпасть от благодати? Хуже некуда!
Человек без Христа не может делать ничего доброго. Вот что Господь говорит об
этом:
... Я есмь лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете
делать ничего. (Иоан.15:5).
Итак, без Христа человек не может делать ничего доброго, а
значит, не может и любить. Но Господь заключает Новый завет (Завет благодати)
со Своей церковью, то есть, с искупленными людьми, верующими в Него, как в
Господа и Спасителя. Остальные же люди находятся под законом дел. Написано:
... Итак закон противен обетованиям Божиим?
Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность
была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование
верующим дано было по вере в Иисуса Христа. 23 А до пришествия веры мы
заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться
вере. 24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться
верою; 25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. 26
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал.3:21-27).
Здесь написано, что пока человек не уверует, он находится
под заветом дел, то есть, под законом, который назван так же ветхой буквой. Но
о христианах написано:
... но ныне, умерши для закона,
которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в
обновлении духа, а не по ветхой букве. (Рим.7:6).
На протяжении истории
менялись отношения Бога с человеком. Эти отношения были скреплены заветами,
сначала Ветхий завет, а потом Новый. Но что интересно, параллельно, как отражение заветов, меняются условия брачных
заветов. Случайно ли это? Нет. И если по ветхому завету человек мог развестись,
то по Новому завету, нет. Потому, что
Новому завету христианину даровано всё потребное для жизни и благочестия:
... Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и
благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми
дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались
причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире
растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей
добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в
воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в
братолюбии любовь. (2Пет.1:3-7).
То, что Господь запретил развод между христианами, это
своеобразная благая весть, что благодати Божьей достаточно, чтобы спасти
человека от греха и сохранить семью. Если же двое верующих разводятся, то они
тем самым показывают, что с их верой что-то не так. Их поступок, своеобразное
предупреждение для них, и для всей церкви, что возможно они ещё не спасены.
Законные причины для развода.
Возможно, вы скажете, что название
раздела не точное, ибо законная причина для развода только одна -
прелюбодеяние. Но давайте ещё раз послушаем, что говорит Библия, не упустили ли
мы какую деталь:
... если какой брат имеет жену
неверующую, и она согласна жить с
ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна
оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая
освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же
неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях
не связаны; к миру призвал нас Господь. (1Кор.7:7-15).
Здесь Павел защищает церковь от ложного и неудобного
бремени, которое самоправедные люди хотят
возложить на плечи другим, а сами и перстом не дотрагиваются до него (Матф.23:4).
Дело в том, что если неверующий захочет развестись, то сделает это наперекор
запретам и угрозам. Вы, хоть привязывайте его к кровати, он всё равно сбежит. А
ещё апостол добавил: «...к миру
призвал нас Господь». Это не маловажная деталь. Дело в том, что если
неверующий хочет развестись, а верующий не позволяет ему это сделать, тогда
неверующий обозлится, и будет устраивать такие скандалы своей супруге, чтобы
она больше не сопротивлялась разводу. Вот почему Павел написал: ...к миру
призвал нас Господь.
Слово «...не связаны» в этом отрывке значит, не
порабощены. В греческом оригинале это слово: doulo/w -
порабощать, покорять, обращать в рабство; становиться рабом, быть в порабощении
(словарь Стронга). Но некоторые, говорят, что жена остаётся привязанной к мужу,
не смотря на то, что он нашёл себе другую, или даже если бьёт жену.
Расскажу два реальных случая из жизни. У нас в церкви есть
человек, которого в детстве жестоко избивал отец. Избивал он так же и мать, да так,
что они вынуждены были по морозу в лёгкой одежде убегать к соседям переночевать.
Так продолжалось более 15 лет, пока сын решил убить отца. Он взял нож, положив
себе в валенок, и уже направлялся, чтобы совершить убийство. Но его родственник,
заметив это, незаметно выкрал нож. И когда сын пришёл к отцу, и ножа не нашлось,
он только побил его палкой. Примечательно то, что когда мать развелась с мужем,
тот ходил по селу и кричал, обзывая её прелюбодейкой. Правильно ли поступала
мать, что терпела это беззаконие 15 лет? Нет, не правильно. Таким образом, она
подвергала опасности не только свою жизнь, но и жизнь своих детей.
Второй случай из жизни не менее трагичный. Один муж проиграл
свою жену в карты, после чего её насиловали несколько человек сразу. Как ей
нужно было поступить? Нужно ли было ей терпеть это дальше, или развестись? А
после развода, если бы он пришёл и покаялся, обязана ли она принять обратно
такого человека как мужа? Думаю, после таких примеров, становится понятны слова
Господа: …по жестокосердию вашему
разрешён развод.
Нельзя утверждать, что
развод всегда греховен, потому, что Сам Господь разводился.
... Так говорит Господь: где
разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих
заимодавцев Я продал вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и за преступления ваши
отпущена мать ваша. (Ис.50:1).
... И Я видел, что, когда за все
прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей
разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама
блудодействовала. (Иер.3:8).
Если развод всегда греховен, тогда получилось бы, что
Господь согрешил. Но это, конечно же, не так. Поэтому, развод по законным
причинам не является грехом.
Давайте ещё поговорим
о разводах среди христиан. Согрешают ли христиане, когда Они разводятся?
Да. Во-первых, они согрешали, потому, что ссорились. Во-вторых, они согрешили,
когда развелись, ибо Господь ненавидит развод. Как быть в этом случае? Отлучить
их от Церкви? Написано:
... А вступившим в брак не я
повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то
должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не
оставлять жены [своей]. (1Кор.7:10,11).
Присмотритесь, Павел сначала запрещает разводиться, но потом
следуют как бы странные слова: ...если же
разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим.
Казалось бы, после слов: ...если
разведётся, Павел должен был написать: ...тогда отлучить её от Церкви. Но апостол так не пишет, а продолжает
наставлять жену дальше, как члена церкви: ...если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с
мужем своим. Если предположить, что её нужно было отлучить, то в этом
случае, дальнейшие наставления теряли бы всякий смысл, пока она не покается и
не оставит грех. Это примерно то же, как если бы вы учили в церкви: «...пьянствовать
нельзя, если же кто будет пьянствовать, тогда пусть не курит». Такое
утверждение было бы нелогичное и глупое. Пьянство - грех, за который нужно
отлучать от церкви, пока человек не бросит пить, и другие наставления теряют
смысл.
Отлучать нужно за прелюбодеяние, за пьянство, или за сеяние
раздоров в церкви. Но за развод отлучать от Церкви нигде не повелевается. Конечно,
развод это грех, но семью нужно спасать, а не разрушать ещё больше. Отлучение
же от церкви только усугубит положение. Прошу ещё раз обратить внимание, что
апостол в этом отрывке называет мужчину мужем
даже после развода. Что доказывает, что речь идёт о разводе не по причине
прелюбодеяния. А значит, такую семью можно ещё спасти, пока прелюбодеяния не
совершилось. Только прелюбодеяние, (повторный брак в этом случае тоже будет
прелюбодеянием), разрушает семью. Но пока они христиане, и пока они не впали в
грех прелюбодейства, они остаются мужем и женой, хотя и разведённые.
Допустим, мы найдём доводы, чтобы отлучить. Но будет ли от
этого лучше? Ведь они останутся без церкви как раз в тяжёлый период их жизни. И
что вы думаете, будет с ними в дальнейшем? Скорее всего, они найдут себе других
супругов, и тогда семья окончательно будет разрушена. И какую роль в этом
сыграете вы, когда отлучите их от церкви? Возможно вы скажете: ..значит, они
были неверующие, и поэтому пусть
расхлёбывают то, что сами заварили. А вы уверены, что они были неверующие? И
скажете ли вы с чистой совестью, что вы никак не повлияли на разрушение
семьи?
Итак, если развод в христианской семье всё-таки произошёл,
тогда, по словам апостола Павла, пусть они поживут отдельно, пока поостынут, и
подумают в тишине. Дело в том, что совесть слышно только в тишине. А когда
вокруг постоянные крики и взаимные оскорбления и обвинения, совесть заглушается
и её почти не слышно. Но в пустой комнате совесть кричит так, что никакой
христианской музыкой её не заглушишь. Плюс к этому физиология сыграет свою
роль. Через 5-6 месяцев, он будет только о жене и думать. Так же и ей будет постоянно
сниться муж. А тем временем церковь будет прилежно о них молиться. Уверен, что христиане обязательно раскаются
друг перед другом и бросятся в объятия. Думаю, что в этом случае вероятность
сохранить семью почти 100%. Если же христиан отлучить за развод, то это почти
наверняка разрушит семью полностью. Ибо в такие минуты срабатывает плотский
принцип: «горит сарай, гори и хата», то есть, если уже отлучен, тогда уже не
страшно и пойти на грех прелюбодейства. И вот тогда уже семья точно будет
разрушена, и вряд ли они вернутся в Церковь?
Поймите правильно, Павел вовсе не даёт христианам право на
развод. Но когда такое всё-таки случается, Павел не учит, что за это сразу же
нужно отлучать от Церкви. Только если разведённые христиане не примирившись, найдут себе других супругов, в этом случае их
нужно отлучать от Церкви, ибо стало очевидно, что они на самом деле неверующие.
Человек, в котором живёт Святой Дух, будет до последнего стараться сохранить
семью.
Когда верующие разводятся, Церковь должна на членском
собрании осудить их, и поставить на замечание, чтобы показать разведённым, что
они фактически стоят на самом краю. Их развод показал, что они больше похожи на
неверующих, чем на верующих. Их развод доказал, что они верят в какую-то ложь.
Любая ложь, которая вкрадывается в нашу веру, ослабляет нас и приводит к греху.
Кто-то становится циником, немилосердно осуждая других. Кто-то раздражителен.
Кто-то ленивый. Кто-то наоборот, ударяется в работу, и не находит времени для
общения в Церкви. А у кого-то доходит до развода. Все эти грехи есть результат веры
в какую-то ложь. И Церковь должна помогать друг другу, находить ложь и избавляться
от неё. Отлучать же, человека поспешно, это
значит обрекать его на ещё большее падение.
Законен ли повторный
брак?
… кто разведется с женою своею не
за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; (Матф.19:9)
Присмотритесь, здесь нет запрета на повторный брак, если был
факт прелюбодеяния. Здесь есть запрет на повторный брак, только если развод был
не причине прелюбодеяния.
И напоследок подумайте, если повторные браки греховны, то
почему в роду Христа было два таких брака. Раав блудница вышла замуж за
Израильтянина, и Бог так благословил их брак, что от них родился Христос (Евр.11:31).
Давид с Вирсавией так же совершили
тяжкий грех, но опять же, именно в их роду пришёл Христос на землю.
Брак защищает человека от
блуда.
В нашем вероучении сказано: ...Мы
веруем, что брак утвержден Богом (Быт.2.24; Евр.13.4; Еф.5.5,22-23) для
взаимного вспомоществования меду мужем и женою и для избегания блуда.
... Но, во избежание блуда,
каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1Кор.7:2)
... Не уклоняйтесь друг от друга,
разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять
будьте вместе, чтобы не искушал вас
сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не
как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть
вступают в брак; ибо лучше вступить в брак,
нежели разжигаться. (1Кор.7:5-9).
Как видим, не каждый человек может воздерживаться, чтобы не
разжигаться, но это дар от Бога. Павел имел такой дар, и хотел, чтобы все были
такими, но понимал, что не всем это дано. Вы же не скажете первому встречному
христианину, чтобы начал исцелять людей, или начал изгонять бесов? Так почему
же мы готовы возложить на человека бремя, которое не каждый может понести? Не
подвергаем ли мы его искушениям и соблазнам? Конечно же, подвергаем. Ибо
написано:
...Но, во избежание блуда, каждый
имей свою жену, и каждая имей своего мужа. (1Кор.7:2)
... Безбрачным же и вдовам
говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть
вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.7:8,9).
Но во избежание блуда
каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Неужели не ясно сказано? Но
по учению, таких как Николай Антонов, получается, что если человек остался один,
то пусть выживает, как хочет. Только выживет ли он, если апостол говорит, что
одинокий человек будет разжигаться. Как видим, такие учения, обрекают людей на
грех. Написано:
... Безбрачным же и вдовам
говорю: хорошо им оставаться, как я. 9 Но если не [могут] воздержаться, пусть
вступают в брак; ибо лучше вступить в
брак, нежели разжигаться. 10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь:
жене не разводиться с мужем, - 11 если
же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем
своим, - и мужу не оставлять жены [своей]. (1Кор.7:8-11).
...Лучше вступить в
брак, нежели разжигаться – довольно ясно сказано, что не каждый может
воздерживаться от разжигания.
Кто такие безбрачные, в этом отрывке? Один брат доказывал
мне, что безбрачные это только те, кто никогда не был женат. Но 11 стих
говорит, что безбрачные, это так же разведённые. Кстати, этот брат, сам вскоре
впал в грех блуда. При этом он всегда рьяно учил, что повторный брак запрещён,
и что всякий разведённый человек может и должен воздерживаться от разжигания.
Что же в итоге? Он сам впал в блуд. Почему так случилось? Потому, что он не
просто учил, но осуждал других, вступивших в брак, и даже угрызал их, называя
блудниками прелюбодеями. Но Господь испытывает наши слова, особенно, когда мы
осуждаем других. Написано:
...твоими устами буду судить
тебя, лукавый раб! (Лук.19:22)
Итак, Господь не заставляет нас делать что-то без Его
помощи. Написано: ...служите каждый тем даром, который получил. И дар безбрачия это такой же дар, как дар
исцеления и чудотворения. Почему же некоторые заставляют людей оставаться
безбрачными, даже если их злонамеренно бросили? Это то же самое, если заставить
всех христиан творить чудеса и исцелять болезни
Закваска фарисейская.
... Между тем, когда собрались
тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам
Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. (Лук.12:1).
... ибо они говорят, и не
делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям,
а сами не хотят и перстом двинуть их; (Матф.23:2-4).
Как вы думаете, это предупреждение актуально сегодня, или
закваска фарисейская уже не угрожает церквям? Конечно же, эта опасность будет
всегда, и особенно в последнее время. И одно из проявлений закваски фарисейской
- это запрет на повторный брак, когда человек не виновен в разрушении семьи. Или,
когда человек приходит в церковь уже разведённый, но ему запрещают вступать в
повторный брак. Написано:
... Дух же ясно говорит, что в
последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и
учениям бесовским, 2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,
3 запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы
верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (1Тим.4:1-3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий