Нечестие – корень всех грехов.
Вы согласны с названием проповеди? Возможно, вы сейчас
подумали: ...а что такое нечестие? Или подумали: ... разве не гордость корень
всех грехов? Обратите внимание, я застал вас врасплох, ибо, скорее всего вы
сильно не задумывались над вопросом: ...а что есть нечестие? Думаю, вы, как и я,
думали, что нечестие это то же самое, что и неправедность. Когда я задавал
вопросы христианам на эту тему, то большинство так и думают. Но Библия не
смешивает эти понятия. Вот один из отрывков:
... Ибо открывается гнев Божий с
неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину
неправдою. 19 (Рим.1:18).
Здесь слово неправда в греческом тексте a'diki/a - так же несправедливость,
неверность, беззаконие, вред, ущерб.
Но с неправедностью более-менее понятно. А вот, что значит, нечестие, знают
не все, и не очень хотят об этом знать, ибо смешивают эти два понятия. Кстати,
та же проблема со словом благочестие. Обычно думают, что это праведная жизнь. Но,
как мы уже прочитали, Библия делает различие. Вот ещё написано:
... Это ропотники, ничем не
довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); (Иуд.1:16).
Как видим, нечестие чем-то отличается от беззакония. Если же
это одно и то же, то какой смысл в разных словах? Ещё написано, теперь уже о
благочестии:
... Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения
Израилева; и Дух Святый был на нем. (Лук.2:25).
Хорошо видно, что праведность и благочестие это не одно и то
же. Ещё написано:
... Если так все это разрушится,
то какими должно быть в святой жизни
и благочестии вам, (2Пет.3:11).
... Ибо явилась благодать Божия,
спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие
и мирские похоти, целомудренно, праведно
и благочестиво жили в нынешнем веке, (Тит.2:11,12).
Итак, святая жизнь это не то же самое, что благочестие. В
чём же различие? Думаю, я достаточно вас заинтриговал.
Неправедность –
это когда творятся неправедные дела против людей. То есть, неправедность это
грехи против человека. Нечестие –
это грехи против Бога. Неправедность это зло имеющее горизонтальную
направленность – против людей. Нечестие зло, имеющее вертикальную
направленность – против Бога. А ещё неправедность это плод нечестия. То есть,
нечестие это корень, а неправедность это плоды. Но обычно людей больше
интересует, как не то, что они делают против Бога, а то, что они делают против
людей. Оно и понятно почему. Бог долготерпеливый, а люди нет. Согрешая против
людей, возмездие может прийти быстрее. Вот люди и боятся людей больше, чем
Бога.
Слово нечестие, как и
слово, благочестие, имеет корень - честь. Нечестие это когда в сердце
человека нет чести Богу, когда человек не почитает Бога, когда не видит в Нём
весь смысл своей жизни, когда не ценит Его как наивысшую драгоценность. Написано:
... В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех
помыслах его: "нет Бога!" (Пс.9:25).
Нечестивый человек не чтит Бога, не превозносит, не
поклоняется Богу, но уничижает Его в своём сердце. Есть ещё одно подобное слово
– бесчестие. Нечестивый бесчестит имя Божье, то есть, лишает Бога чести,
которую Он по праву заслуживает. Например, когда мы посвящаем свою жизнь и то,
что нам принадлежит, не Богу, а чему-то другому, это есть идолопоклонство.
Когда Израильтяне отдавали своих детей на служение Молоху, они бесчестили имя
Бога. Написано:
... Из детей твоих не отдавай на служение Молоху и
не бесчести имени Бога твоего. Я
Господь. (Лев.18:21).
В нашем отрывке из послания Римлянам мы прочитали, что
нечестие может быть всякое. А в контексте мы можем увидеть, какие виды нечестия
могут быть. Я выделил жирным шрифтом примеры:
... Ибо открывается гнев Божий с
неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину
неправдою. 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил
им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через
рассматривание творений видимы, так что они безответны. 21 Но как они, познав
Бога, не прославили Его, как Бога, и не
возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось
несмысленное их сердце; 22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ,
подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, -
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами
свои тела. 25 Они заменили истину Божию
ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во
веки, аминь. 26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их
заменили естественное употребление противоестественным; 27 подобно и мужчины,
оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на
друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие
за свое заблуждение. 28 И как они не
заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать
непотребства, (Рим.1:18-28).
Итак, нечестие проявляется в том, что человек не прославляет
Бога, не благодарит, искажает славу нетленного Бога, заменяет истину Божью
ложью, служит твари вместо Творца, не заботится иметь Бога в разуме. То есть, нечестивый
человек не почитает Бога благим, святым, премудрым, совершенным, справедливым,
страшным в гневе и превознесённым выше всех и всего.
Благочестие – противоположно
нечестию. Благочестивый человек не сообразуется с миром нечестивых людей,
которые не чтят Бога, но почитает Бога благим, святым, премудрым, совершенным,
справедливым и превознесённым выше всех и всего, и в результате, подчиняется
воле Божьей с радостью, ибо верит, что воля Божья благая, угодная и
совершенная:
... и не сообразуйтесь с веком сим, но
преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля
Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2).
Нечестие самый тяжёлый грех.
... Если услышишь о каком-либо из
городов твоих, которые Господь, Бог твой, дает тебе для жительства, 13 что
появились в нем нечестивые люди из
среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдем и будем служить
богам иным, которых вы не знали", - 14 то ты разыщи, исследуй и хорошо
расспроси; и если это точная правда, что случилась мерзость сия среди тебя, 15
порази жителей того города острием меча, предай заклятию его и все, что в нем,
и скот его [порази] острием меча; 16 всю же добычу его собери на средину
площади его и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу
твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его;
(Втор.13:12-16).
Мы видим, что нечестие считается у Бога самым тяжёлым
грехом, за который в ветхом завете нужно было уничтожить весь город вместе со
всеми людьми, имуществом и скотом. И даже отстраивать на том месте другой город
было нельзя. Мы не находим подобных
случаев в Библии, чтобы наказывался весь город. Скорее всего, потому, что Израильтяне
не считали это на столько страшным грехом. В результате почти весь Израиль впал
в идолопоклонство.
Нечестие первопричина всякой
неправедности.
Нечестие это не только самый тяжёлый грех, но это так же
первопричина всякого греха. Написано:
... сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело
их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на
Него нечестивые грешники". (Иуд.1:15).
Мы видим, что нечестие производит неправедные дела. Этим нечестие и отличается от
неправедности. Нечестие причина, а неправедность следствие.
... Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи,
потому что ты надеялся на путь твой. (Ос.10:13).
Возможно, вы спросите: ...но разве не гордость корень всех
грехов? Джери Бриджес, пишет в книге «Терпимые грехи», что он не согласен, что
корень грехов гордость. По его мнению, корень всех грехов нечестие. И я с этим
полностью согласен. Кстати, я к тому же выводу пришёл ещё до того, как прочитал
это в книге Джери Бриджеса. Думаю, что гордость так же порождается нечестием. Гордость это само превозношение. А
нечестие это пренебрежение Богом. Сначала человек уничижает Бога, и как
результат превозносит себя самого.
Если сравнивать человека с деревом, то нечестие это корень,
ствол и ветви это гордость, а грехи это плоды. Кстати, Джери Бриджес в своей
книге применил такую же иллюстрацию дерева. Нечестие не так заметно, как грехи.
Даже гордость видна у человека. А вот нечестие человека не так заметно, подобно
как не виден корень. Но оно есть у всех людей, и оно производит гордость,
которая, в свою очередь производит все остальные грехи.
Люди во все времена искали ответ на вопросы – почему
люди делают зло друг другу? И как решить эту проблему и научить людей не
творить зла и не вредить друг другу? Созданы целые институты, написаны
тысячи диссертаций, но «воз и ныне там». А всё потому, что не предают этому особого
значения. Обычно люди почитают нечестие меньшим злом, чем грехи против других
людей. Они могут с удовольствием послушать, как научиться быть добрым по
отношению к другим людям. Здесь логика простая - своя рубашка ближе к телу. Не
буду делать зло другим, и другие не будут делать зло мне. Это основной мотив
всех религий. Обычно человек думает: ...на мне сильно не отражается, кому
поклоняется мой ближний. Пусть кто-то поклоняется луне, а кто-то астарте, а
кто-то поклоняется корове. Главное, что мне это не вредит. Но люди не понимают,
что нечестие является причиной всех других грехов.
Итак, люди не видят главной проблемы, когда бесчестится имя
Божье. Большую проблему люди видят в неправедности, когда человек грешит против
человека. Обратите внимание, мы даже не знали, что такое нечестие и как оно
отличается от неправедности, пока кто-то не задал нам этот вопрос, застав нас
врасплох.
Можно, конечно же, бороться с грехами по отдельности, но они
снова и снова будут вырастать, как плоды, ибо корень – нечестие, спрятан
глубоко внутри. Но давайте посмотрим, как совершается победа:
...Ибо явилась благодать Божия,
спасительная для всех человеков, 12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно,
праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, (Тит.2:11,12).
Присмотритесь и вы увидите порядок – сначала нужно
отвергнуть нечестие, чтобы стала возможна праведная жизнь. Но как мы можем
отвергнуть нечестие, если мы не знаем, что это такое?
Почему нечестие есть
первопричина всех грехов? Господь удерживает зло. Когда человек не чтит
Бога, тогда Господь убирает свою удерживающую силу и оставляет человека ходить
так, как ему хочется. В результате человек начинает грешить против людей. Нечестие,
то есть, грех против Бога не сразу заметен, и потому, люди пренебрегают этим.
Но нечестие обязательно приводит к неправедности, когда человек начинает
грешить против людей.
... сотворить суд над всеми и
обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые
произносили на Него нечестивые грешники". (Иуд.1:15)
.... Познан был Господь по суду,
который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих. (Пс.9:17).
Нечестие не сразу заметно, но оно обязательно проявит себя в
неправедности.
... Если кто из вас думает, что он благочестив, и
не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое
благочестие. 27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то,
чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от
мира. (Иак.1:26,27).
... Накажет тебя нечестие твое, и отступничество
твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил
Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.
(Иер.2:19).
Начинается нечестие с того,
что человек не знает Бога.
Итак, нечестие корень всех грехов, но у нечестия так же есть
начало – беспечное неведение. Нечестие появляется тогда, когда человек не знает
Бога и не стремится Его узнать. А если человек не ценит Бога и не хочет знать
Его, тогда он придумывает ложного бога, или преуменьшает качества Библейского
Бога. Мы пришли к важной истине - спасение и жизнь вечная это знать Бога.
Написано:
... Сия же есть жизнь вечная, да
знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. 4 Я
прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. 5 И
ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде
бытия мира. 6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были
Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. (Иоан.17:3-6).
Адам с Евой были чистыми, но они ещё не знали Бога. Им нужно
было искать общения с Богом, чтобы познать Его. Но люди выбрали другое знание –
они захотели узнать добро и зло. А
теперь задумайтесь, ведь мы тоже часто спорим по поводу того, или иного дела
житейского, что есть хорошо, а что
плохо. Мы, как Иудейские раввины, решаем, сколько воды нужно, чтобы было
достаточно омыть руки от нечистоты. Можно или нельзя носить костыль в субботу?
Так и мы спорим, почитать ли игру в настольный теннис злом, или добром. Мы
спорим, по поводу детских лагерей и других дел житейских. Но вот что нам нужно,
прежде всего - познавать Бога. Нам нужно проповедовать Бога и посланного Им
Иисуса Христа. Это и есть путь христианина – познавать Бога и прославлять Бога, то есть,
путь благочестия. Написано:
... Ибо мы не себя проповедуем,
но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог,
повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас]
познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7 Но сокровище сие мы носим в
глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам.
(2Кор.4:5-7).
...Негодных же и бабьих басен
отвращайся, а упражняй себя в благочестии, 8 ибо телесное упражнение мало
полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и
будущей. 9 Слово сие верно и всякого принятия достойно. (1Тим.4:7-9).
Проверим себя на предмет
нечестия.
Библия говорит, что Бог превыше всех в Своей святости, праведности,
справедливости, мудрости, силе, ведению и так далее. Когда человек почитает
Бога, тогда он не сомневается в этих качествах Божьих и как результат,
починяется Богу и живёт по Его заповедям с радостью. И наоборот, когда
сомневается, то есть, грешит нечестием, то в результате живёт своевольно, ибо
почитает Бога не благим, не совершенным, не святым, не любящим. Давайте
рассмотри практические примеры.
Возьмём такую истину,
как справедливость. Если мы сомневаемся в справедливости Бога, мы грешим
против Него, ибо не воздаём Ему чести. Или,
возьмём ещё одно качество Бога – совершенная святость. Написано: ...Бог есть
свет, и нет в Нём никакой тьмы. Сомнения или неверие так же будет
нечестием. Возможно, вы скажете: ...а я не сомневаюсь, что Бог есть свет, и нет
в Нём никакой тьмы. Или, вы скажете: ...я не сомневаюсь в справедливости Бога.
Но почему мы недовольны, когда с нами случается какое-то зло? Почему
недовольны, когда в церкви раздают гуманитарную помощь не так, как мы считаем
было бы справедливо? Почему мы завидуем, когда у ближнего дела идут лучше, чем
у нас? Почему мы ропщем? Почему унываем? Почему иногда задаём вопрос с гневом в
голосе: ...за что это мне?! Всё это признаки нечестия, ибо мы не верим в
справедливость Божью, не верим в Его мудрость и всеведение. А значит, нам нужно
упражняться в благочестии. То есть, нужно учиться поклоняться Богу во всяких
обстоятельствах, признавая Его как премудрого и справедливого Бога. А для этого
нужно пребывать в слове Божьем, больше читать Библию, больше познавать Бога,
больше общаться с Богом, больше молиться, прося помощи в этом деле.
Вот Бог дал нам
заповедь – не судите, да не судимы будете, а так же, не мстите за себя возлюбленные, Мне отмщение,
Я воздам. И вот мы стоим перед выбором, когда нас кто-то оскорбил. Мы можем
промолчать, или ответить кротко, или можем ответить ему той же монетой. Что толкает
нас ответить злом на зло? Наше неверие в Божью благость, неверие в Божью
премудрость, неверие в Божью любовь, неверие в Божье всемогущество. Вот Бог говорит,
что для всех нас (для нас лично и для нашего обидчика) будет лучше, если мы
весь суд отдадим Богу. Но мы сомневаемся в Боге, не доверяем Ему и решаем
действовать сами. Что это? Это и есть нечестие, ибо мы не почитаем Бога как должно.
Нам бы довериться Богу! Но нет, мы не верим, что только Его воля совершенная,
не верим, что Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы. В этом случае мы не
дорожим святынями Божьими. Написано:
... скажи Аарону и сынам его,
чтоб они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых и не бесчестили
святаго имени Моего в том, что они посвящают Мне. Я Господь. (Лев.22:2).
Если мы не осторожно поступаем со святынями Божьими, теми
истинами о Нём, которые Он нам открыл, если мы искажаем лик Божий, мы бесчестим
Его. Мы в этом случае ничем не лучше фарисеев, которые бесчестили Христа:
... Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца
Моего, а вы бесчестите Меня. (Иоан.8:49).
Мы рассмотрели пару примеров нечестия, которые обычно не
вызывают споров. Теперь давайте рассмотрим примеры нечестия, которые чаще всего
христиане не хотят признавать в себе. В Библии можно увидеть, что Бог
всемогущий и может спасти от греха любого грешника. Так же написано, что никто
из людей не ищет Бога и не стремится к праведности. Так же написано, что лукаво
сердце человеческое более всего и крайне испорчено. И ещё написано, что все до
одного негодны. И при этом написано, что спасаются люди только по благодати, то
есть, никак не заслуженно, и вся слава за это не людям, а только Богу. Но что
говорят люди? Они говорят, что Бог не может спасти человека, если человек не захочет.
Они говорят, что Бог спасает тех, кто хоть немного этого заслуживает. Они
говорят, что Бог избирает тех, в ком предвидел веру и послушание. Вот это и
есть нечестие, ибо люди не чтят Бога и не благодарят Его за то, что Он спасает
людей.
Итак, нечестие это грех против Бога, когда человек не чтит
Бога. А это приводит к тому, что человек начинает грешить другими грехами. Написано:
... И как они не заботились иметь
Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, 29 так
что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы,
исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, 30 злоречивы,
клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на
зло, непослушны родителям, 31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы,
немилостивы. (Рим.1:28-31).
Мы часто задумываемся, почему мы грешим. Ответ кроется здесь
– причина греха в том, что в нашем сердце нет чести Богу.
Наибольшие заповеди в законе
– почитать Бога.
... да не будет у тебя других
богов пред лицем Моим. 4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что
на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся
им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за
вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, 6 и творящий
милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. 7 Не произноси
имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания
того, кто произносит имя Его напрасно. (Исх.20:3-7).
Последующие заповеди
учат праведности.
... Почитай отца твоего и мать
твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
13 Не убивай. 14 Не прелюбодействуй. 15 Не кради. 16 Не произноси ложного
свидетельства на ближнего твоего. 17 Не желай дома ближнего твоего; не желай
жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его,
ничего, что у ближнего твоего. (Исх.20:12-17).
Мы не сможем жить праведно, если не исполняем первые
заповеди. Вот почему молитва Отче наш начинается с просьбы – Отче наш, да
святится имя Твоё.
От нечестия спасает Господь.
... и так весь Израиль спасется,
как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
(Рим.11:26).
Вот благая весть для нас: Господь отвращает от нас наше нечестие.
Он не только отвращает нас от злых дел, но он отвращает нас от первопричины
всех злых дел, от нашего нечестия. Так же написано, что благочестие это плод
Святого Духа:
... и почиет на нем Дух Господень, дух
премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; (Ис.11:2).
Давайте поблагодарим Бога за спасение, за то, что Он по
Своей великой милости избрал нас ко спасению и отвратил наше нечестие от нас.
Попросим силы, чтобы нам упражняться в благочестии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий