… На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец
Божий, Который берет на Себя грех мира. (Иоан.1:29).
…Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли
приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит
нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. (Матф.3:13-15).
Служение Иоанна состояло в следующем:
1. Иоанн …для того
пришел крестить в воде, чтобы Он (Христос) явлен был Израилю. (Иоан.1:31). Когда Иоанн увидел Иисуса, то открыто
объявил Его Агнцем, Который берёт на себя грех мира. Во-первых, назвав Иисуса
Агнцем, Иоанн исповедал написанное в законе, что Мессия святой и непорочный,
ибо нечистый не мог стать искупительной жертвой. Это значит, что Иоанн
исповедал Иисуса Господом и Богом, ибо Он един свят. Во-вторых, назвав Иисуса
Агнцем, Иоанн сказал, что жертвы, приносимые по закону в храме, были
прообразами Христа и Его искупительной смерти за грех мира.
2. Иоанн проповедовал крещение покаяния, таким образом,
подготавливая людей к встрече с Мессией (Царём народа Божьего).
Итак, Иоанн знал, Кто такой Христос, и именно поэтому был в
недоумении, когда увидел, что Иисус желает креститься вместе со всеми. Даже
себя Иоанн видел грешником, нуждающимся в покаянии, и это была правильная точка
зрения. Иоанн так же знал из Писания, что Господь даже …слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки:
(Иов.4:18). Следовательно, никто не мог быть Агнцем, кроме Божьего Сына и
поэтому Иоанн не мог понять, зачем совершенному и святому Христу каяться.
Что же значат слова Иисуса: …ибо так надлежит нам исполнить всякую правду?
Здесь, «правда»,
по-гречески "dikaiosune" означает "справедливость,
законность". То есть, Господь сказал, что надлежит исполнить весь закон,
как и в другом месте написано: … надлежит
исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.
(Лук.24:44). Это значит, что Иисус спасает от грехов на основании
абсолютной законности и справедливости, как Он и учил: …Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить
пришел Я, но исполнить. (Матф.5:17). Какую же часть закона исполнил Иисус, крестясь
от Иоанна? Здесь несколько моментов.
Одно
крещение.
… миро для священного помазания; и помажь им …умывальник и подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все,
прикасающееся к ним, освятится; (Исх.30:25-29).
Есть такое понятие в Библии – одно крещение (Еф.4:5). Иисус
пришёл к Иоанну на Иордан, чтобы креститься одним крещением вместе с кающимися
грешниками. Но, если для кающихся людей крещение символизировало оставление
грехов и очищение, то для Иисуса крещение символизировало принятие их грехов
(тех, кто крестился крещением покаяния). По сути, Господь освятил Собою
крещение: место, воду, самого Иоанна и
его служение. Если люди освящались во время крещения (при условии, что покаяние
было искренним), то Иисус был тем, Кто освящал крещение и всех, кто в нём участвовал.
В проповеди «Освящение» мы уже изучали стих: … И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место,
на котором ты стоишь, есть земля святая. (Исх.3:5). Как тогда, Господь
Иисус, явившись Моисею, освятил Собой место, так и при крещении, тот же
Господь, освятил Собой крещение Иоанна и всех участников этого крещения. Так
было написано в законе, и эту правду исполнил Иисус, крестившись от Иоанна. Вы
спросите: …где написано? Давайте прочитаем:
… И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для
омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между
жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него
руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются
водою, чтобы им не умереть; …(Исх.30:17-21).
… и омоет тело свое водою на святом
месте, и наденет одежды свои, и
выйдет и совершит всесожжение за себя и всесожжение за народ, и очистит себя и
народ; (Лев.16:24).
Здесь омовение символизирует очищение грехов. Без омовения
священники не имели права войти в скинию, где обитал Господь, и не имели права нести
служение. Прежде священник должен был исполнить закон об омовении. Но! Чтобы
омовение имело силу, нужно было так же исполнить закон - освятить умывальник и
подножие его, чтобы место это было святое. Написано:
… это будет миро для священного помазания; и помажь им скинию собрания
и ковчег откровения, и стол и все принадлежности его, и светильник и все
принадлежности его, и жертвенник курения, и жертвенник всесожжения и все
принадлежности его, и умывальник и
подножие его; и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним,
освятится; (Исх.30:25-29).
Миро для священного помазания символизировало собой Господа.
По сути, не само миро освящало, но освящал Господь посредством миропомазания. Но,
что важно ещё увидеть, освящённые предметы так же становились святыней великой
и всё, прикасающееся к ним так же освящалось. Вот почему священники
освящались, омывшись из святого умывальника. Ещё написано:
… и поставь умывальник между скиниею собрания и между жертвенником и
влей в него воды; ...И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней,
и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник
всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник
святыня великая; и помажь умывальник и
подножие его и освяти его. И приведи Аарона и сынов его ко входу в скинию
собрания и омой их водою, (Исх.40:7-12).
Итак, омовение на святом месте символизирует очищение от грехов.
Но не только священники омывались по закону для очищения. Это относилось и ко
всему народу Божьему. Написано:
… Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется
водою, и будет чист; …(Лев.14:8).
… если же не вымоет одежд своих и не омоет тела своего, то понесет
на себе беззаконие свое. (Лев.17:16).
… Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих;
перестаньте делать зло; (Ис.1:16).
… И окроплю вас чистою водою, и
вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.
(Иез.36:25).
… В тот день откроется источник
дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. (Зах.13:1).
Как видим, крещение, совершаемое Иоанном, берёт своё начало
в законе Божьем и символизирует собой очищение от грехов. Конечно же, не сама
вода обладает свойством смывать грехи с человека. Омовение водою было символом
того, что совершает Бог. Обратите внимание на последние два стиха Иез.36:25; Зах.13:1. В них обетование о необыкновенной
воде, которую даст Бог. И это обетование Он исполнил в Новом завете, как
написано:
... Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по
Своей милости, банею возрождения
и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа,
Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались
наследниками вечной жизни. (Тит.3:5-7).
Итак, крещение Иоанна было прообразом обетования, которое
исполнилось в Новом завете. Ну а пока, это было ещё время закона Моисея,
который нужно было исполнить до конца. Только на кресте, умирая, Иисус скажет -
совершилось. А пока нужно было исполнять всякую правду (весь закон). И для
этого необходимо было освятить крещение, освятить место, освятить крестящихся. Только
в этот раз не миропомазание было освящающим средством, но непосредственно Сам Господь
стал освящением, как написано: … От Него
и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью
и освящением и искуплением, (1Кор.1:30). Если раньше Господь освящал
скинию и всё, что в ней посредством миропомазания, то теперь Он это сделал
непосредственно, крестившись одним крещением вместе с кающимися грешниками.
Святый,
да освящается ещё.
Священник Захария, отец Иоанна крестителя, был внук Аарона
(Луки 1:5, 1 Паралипоменон 24:10). Это значит, что Иоанн по закону был священником.
Так же ангел посланный Богом сказал:
… ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа
Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых
обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы
возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы
представить Господу народ приготовленный. (Лук.1:15-17).
Представить Господу народ приготовленный - это, по сути,
служение священника. И наконец, Сам Господь сказал: "Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший
Иоанна Крестителя… (Матфея 11: 11-14). Это значит, что Сам Бог назначил
Иоанна нести служение первосвященника. Но, здесь так же необходимо было
исполнить всякую правду. Дело в том, что Иоанн был таким же человеком, как и
все люди, то есть был грешником, нуждающемся в покаянии и в очищении. И он, как
первосвященник, должен был пройти целый ряд законных обрядов очищения и освящения.
В законе написано, чтобы священники очищались не только через ритуальное
омовение, но так же посредством возложения рук на голову жертвенного агнца. Написано:
…И привел овна для всесожжения, и возложили Аарон и сыны его руки свои
на голову овна; и заколол его Моисей и покропил кровью на жертвенник со всех
сторон; (Лев.8:18-23).
Возлагая руки на жертвенного агнца, священник возлагал на
него свои грехи. Конечно же, не сам ритуал имел силу очищать от грехов. Это
делает только Господь. Но во времена Ветхого завета Господь делал это посредством
ритуалов, которые Он же и установил в законе Моисея. Итак, Иоанн, как
первосвященник, должен был исполнить эту часть закона - возложить руки на
агнца, то есть на Иисуса. И хотя этих подробностей в Евангелии мы не видим, но я
верю, что Господь исполнил весь закон (Матф.5:17). Слово Господа, что должно
исполнить всякую правду, говорит о том, что это произошло во время крещения
Иисуса.
Ходатайственное
служение священника.
Первосвященник не только свои грехи возлагал на голову
жертвенного агнца, но так же грехи всего народа Божьего, как и написано в
законе. Это так же так же надлежало исполнить.
… Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний;
возьмите его от овец, или от коз, (Исх.12:5).
…и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает
над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и
возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и
понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла
в пустыню. (Лев.16:21,22).
Итак, Иоанн Богом назначенный священник, к которому приходили
люди … и крестились от него в Иордане,
исповедуя грехи свои. (Матф.3:6). Но не ради любопытства Иоанна это делалось.
Так совершалась всякая правда. Как первосвященник, Иоанн должен был возложить
грехи на Христа, Который есть агнец Божий, берущий на Себя грех мира. Если
Иисус сказал, что Ему с Иоанном надлежало исполнить весь закон, значит так и
произошло. И мы читаем, как сразу же после крещения Иисус пошёл в
пустыню:
… Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
(Матф.4:1)
Итак, Иисус исполняет всё до последней черты в законе, и
крещение Иоанна тому подтверждение. А само крещение символизирует очищение
от грехов и перенесение их на Христа. Сам же факт возложения грехов на Христа произошёл
на Голгофе. Повторяю, всё, что совершалось по закону Моисея, и крещение Иоанна
в том числе, было только прообразами того, что совершилось на Голгофском
кресте, на котором был распят Мессия, Агнец Божий, Который взял на себя грех
мира. Пасха, скиния и все её принадлежности, служение священства,
жертвоприношения, праздники, а так же многое другое - всё это прообразы
искупительной жертвы Божьего Сына.
Комментариев нет:
Отправить комментарий