Поиск по этому блогу

понедельник, 21 октября 2013 г.

Почему страдал Иов.


У всех, кто верит Библии, должен возникнуть этот вопрос. Более того, нам нужно узнать ответ. Но самое главное, нам нужно принять этот ответ. Итак, Иов был в недоумении, ибо он был праведником и не понимал, почему Бог послал ему такие страдания. Такая же реакция и наша, ибо сам Бог охарактеризовал Иова как самого великого праведника на земле:

... ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Иов.1:8).

Почему же пострадал Иов? По-разному отвечают на этот вопрос.
Недавно я услышал, что Иов пострадал потому, что на него клеветал Диавол. Но тогда выходит, что Бог попал под влияние Сатаны. А этого не может быть. Бога невозможно обмануть, на Бога нельзя повлиять и использовать Его в своих целях, ибо Он Господь и нет иного.
Другие говорят, что Иов был самоправедным, и поэтому Бог провёл его через страдания, чтобы переплавить его он вышел ещё более чистым. Но Иов не был самоправедным ибо, во-первых, он верил в Бога Искупителя, а во-вторых, он не ставил праведность себе в заслугу.

 ... А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, (Иов.19:25).

Верить в Бога как в Искупителя, значит признавать себя погибшим грешником, а Бога признавать своим Спасителем. Вы скажете, что здесь что-то не стыкуется, ибо Бог назвал Иова праведником, и Иов так же называл себя праведником. Но здесь нет противоречия. Иов был праведным по благодати Божьей и именно такую праведность он исповедовал, назвав Бога своим Искупителем. Бог же, назвав Иова праведником, показал только общую картину, не вдаваясь в подробности, откуда эта праведность произошла. Когда скульптор показывает нам свою работу, мы видим готовый результат, но не видим, сколько труда было вложено в эту работу. И только глупый человек скажет, что скульптура вылепила сама себя. Так и с Иовом, мы видим уже зрелый плод праведности, но нам не показано, как этот плод был посеян, как он рос и как созревал. Если бы Иов не понимал, почему он праведен, он бы никогда и не стал праведником.  Иов был праведным по вере. Чтобы понять любой вопрос в Библии, её нужно рассматривать в целом. А Библия учит, что праведным можно быть только по благодати. Апостол Павел пишет:

...Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; (Фил.3:8,9).

... А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. (Гал.3:11).
  
Итак, Иов не почитал свою праведность своей самостоятельной заслугой, но воздавал славу Богу. Но почему же мы, не смотря на то, что Сам Бог назвал Иова праведным, продолжаем искать грех в Иове? Почему мы придумываем разные теории, чтобы подкопать под Иова? Ладно, его друзья, которые не слышали Божьей характеристики об Иове, ладно они опирались только на свою логику. Но мы, почему игнорируем слово Божье?
Итак, мы ещё хуже друзей, которые пришли к нему, то ли утешать, то ли обличать, то ли копать под него. Нечто подобное придумывал и я, чтобы хоть как то успокоить свою душу. Я придумал себе такой утешительный ответ, что Иов хоть и был праведник, но у него были какие-то скрытые проблемы, какие даже он не видел. Я даже нашёл подходящую зацепку для этой теории в словах Иова:

... ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. (Иов.3:25).

Первое, чтобы понять, почему страдал Иов, нужно поверить слову Божьему, что Иов был праведным. Причём таким праведным, какого никогда не было на земле. Из всех людей он меньше всех заслуживал наказания. Давайте ещё раз послушаем, какую характеристику дал ему Бог, Который всё видит и всё знает.

... ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. (Иов.1:8).

Нужно отбросить всякую попытку найти грех в Иове. Более того, нужно ещё добавить, что Иов был очень богат и самый знаменитый из всех людей Востока:

... Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. (Иов.1:3)

Богатство и слава у людей это серьёзная помеха для праведности. В этом мире, где правит Диавол, богатство так просто не приходит к человеку, и тем более его не так просто удержать. Наш Господь Иисус сказал:

... истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. (Матф.19:23,24).

Я недавно размышлял с одним братом во Христе, и мы согласились на том, что в этом мире найти богатство легче, чем его удержать. К тебе обязательно придут и отберут его у тебя, если только ты не вступишь с ними в сговор, как говорит пословица: ...с волками жить, по-волчьи выть. Причём не только выть, но придётся быть волком. Но, Иов был очень богатым и при этом самым праведным. Не думайте, что богатство облегчало Иову праведную жизнь, наоборот, с большим богатством большие проблемы.
Так же и слава у людей, это тяжёлое бремя для праведности. А Иов был не просто знаменит, как знамениты певцы, или телеведущие. Иов был по настоящему достоин известности и славы. Вот что Иов свидетельствует о себе, и если это ложь, то Бог бы обличил его в этом и не назвал его праведным:

... Если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство, —
пусть взвесят меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность.
Если стопы мои уклонялись от пути и сердце мое следовало за глазами моими, и если что-либо нечистое пристало к рукам моим,то пусть я сею, а другой ест, и пусть отрасли мои искоренены будут.
Если сердце мое прельщалось женщиною и я строил ковы у дверей моего ближнего, —пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею,потому что это — преступление, это — беззаконие, подлежащее суду;это — огонь, поядающий до истребления, который искоренил бы все добро мое.
Если я пренебрегал правами слуги и служанки моей, когда они имели спор со мною,
то что стал бы я делать, когда бы Бог восстал? И когда бы Он взглянул на меня, что мог бы я отвечать Ему? Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?
Отказывал ли я нуждающимся в их просьбе и томил ли глаза вдовы?
Один ли я съедал кусок мой, и не ел ли от него и сирота? Ибо с детства он рос со мною, как с отцом, и от чрева матери моей я руководил вдову.
Если я видел кого погибавшим без одежды и бедного без покрова, —не благословляли ли меня чресла его, и не был ли он согрет шерстью овец моих?
Если я поднимал руку мою на сироту, когда видел помощь себе у ворот, то пусть плечо мое отпадет от спины, и рука моя пусть отломится от локтя, ибо страшно для меня наказание от Бога: пред величием Его не устоял бы я.
Полагал ли я в золоте опору мою и говорил ли сокровищу: ты — надежда моя? Радовался ли я, что богатство мое было велико, и что рука моя приобрела много?
Смотря на солнце, как оно сияет, и на луну, как она величественно шествует, прельстился ли я в тайне сердца моего, и целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы тогда от Бога Всевышнего.
Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его.
Не говорили ли люди шатра моего: о, если бы мы от мяс его не насытились?
Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему.
Если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои, то я боялся бы большого общества, и презрение одноплеменников страшило бы меня, и я молчал бы и не выходил бы за двери.
О, если бы кто выслушал меня! Вот мое желание, чтобы Вседержитель отвечал мне, и чтобы защитник мой составил запись. Я носил бы ее на плечах моих и возлагал бы ее, как венец; объявил бы ему число шагов моих, сблизился бы с ним, как с князем.
Если вопияла на меня земля моя и жаловались на меня борозды ее; если я ел плоды ее без платы и отягощал жизнь земледельцев, то пусть вместо пшеницы вырастает волчец и вместо ячменя куколь. Слова Иова кончились.
(Иов.31:5-40).

Второе, нам нужно понять, что Иов, не смотря на праведность, пострадал так, как не страдал ни один человек на земле. Из всех людей он меньше всего заслуживал наказания, но при этом он понёс самые тяжёлые страдания, какие только можно придумать. Можете ли вы назвать более тяжёлые страдания для человека? Нет, не сможете, потому, что для Иова страдания придумала самая коварная, самая хитрая и самая изобретательная на зло личность  – Диавол. Целью Диавола было найти самые тяжкие страдания, чтобы Иов согрешил и похулил Бога. У Иова погибли все его дети. У Иова погибли многие его верные слуги и друзья (без верных людей нельзя быть таким богатым и влиятельным). Иов заболел самой тяжёлой и страшной болезнью. От Иова отвернулась жена, которая раньше была ему поддержкой и опорой. От Иова отвернулись оставшиеся в живых друзья, родственники и просто люди, а многие даже насмехались над ним:

... Посмешищем стал я для друга своего, я, который взывал к Богу, и которому Он отвечал, посмешищем — человек праведный, непорочный. (Иов.12:4).
... Братьев моих Он удалил от меня, и знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня. Пришлые в доме моем и служанки мои чужим считают меня; посторонним стал я в глазах их. Зову слугу моего, и он не откликается; устами моими я должен умолять его. Дыхание мое опротивело жене моей, и я должен умолять ее ради детей чрева моего. Даже малые дети презирают меня: поднимаюсь, и они издеваются надо мною. Гнушаются мною все наперсники мои, и те, которых я любил, обратились против меня. (Иов.19:13-19).

Никто не пришёл к Иову, чтобы утешить его, хотя он, будучи судьёй и мудрым человеком, помогал всем нуждающимся. Нищие, сироты,  вдовы и просто обиженные были заботой Иова. Иов был грозой для всех преступников, мошенников и лукавых людей. Он был тот, на кого могли надеяться все пострадавшие. Мы читаем об этом:

... когда я выходил к воротам города и на площади ставил седалище свое, — юноши, увидев меня, прятались, а старцы вставали и стояли; князья удерживались от речи и персты полагали на уста свои; голос знатных умолкал, и язык их прилипал к гортани их. Ухо, слышавшее меня, ублажало меня; око видевшее восхваляло меня, потому что я спасал страдальца вопиющего и сироту беспомощного. Благословение погибавшего приходило на меня, и сердцу вдовы доставлял я радость. Я облекался в правду, и суд мой одевал меня, как мантия и увясло. Я был глазами слепому и ногами хромому; отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно. Сокрушал я беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное.
 (Иов.29:7-17).

... Внимали мне и ожидали, и безмолвствовали при совете моем. После слов моих уже не рассуждали; речь моя капала на них. Ждали меня, как дождя, и, как дождю позднему, открывали уста свои. Бывало, улыбнусь им — они не верят; и света лица моего они не помрачали. Я назначал пути им и сидел во главе и жил как царь в кругу воинов, как утешитель плачущих.
(Иов.29:21-25).

Итак, Иов постоянно помогал другим людям в их бедах. Иов был грозой преступников и нечестивых, ибо он не позволял им творит свои дела. Он был праведником не только на словах, но и на деле. Но никто из этих людей не пришёл к Иову, чтобы хоть как-то его поддержать. Наоборот, все отвернулись и даже обвиняли его. Почему же так случилось? Потому, что за Иова взялся лично Диавол, чтобы довести его до греха. Во-первых, Диавол клеветал всем людям на Иова. Во-вторых, Диавол клеветал самому Иову, на Бога, на людей, и на него самого. Я представляю, какие коварные и лукавые мысли посылал он в его разум. Давайте присмотримся к детали, которую часто упускают из виду. Вместе с Иовом пострадали сотни других людей. Очень многие из его слуг и друзей погибли, в результате чего без кормильцев осталось много сирот и вдов. Разве это не было дополнительным камнем на сердце у Иова? Разве Диавол не нашёптывал Иову, что он виновен в их страданиях и гибели? Разве не нашёптывал Диавол, что Бог несправедлив?

Все мы знаем, как сложно найти хорошую работу, чтобы и заработок был хороший, и начальник честный. Иов был идеальным начальником. У него было сотни, если не тысячи работников. Думаю, что все мечтали заполучить работу у Иова. Многие не только работали у него, но так же устраивали своих детей на работу к Иову, и как они радовались, когда было место и для них. Но что произошло потом, когда случились эти беды? Конечно же, по наущению Диавола, они обвинили Иова. Не удивительно, что к Иову пришли его друзья и вместо утешения начали обвинять.

 Итак, нет более тяжёлых и страшных испытаний и страданий, которые выпали Иову, и в то же время нет более праведного человека на земле, который меньше всего эти страдания заслужил. Почему же это случилось? Бог не просто так использовал такие крайности. Таким образом, возможность ошибочного толкования о причинах страдания Иова сводится к минимуму, и мы наиболее близко подходим к очень важному уроку. Иов получил этот урок, понял и принял его. Ответ мы находим в словах Иова, которые он сказал в итоге:

... И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? — Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. (Иов.42:1-3).


Вот урок из книги Иова:

Бог всё может и намерение Его не может быть остановлено. Дела Его чудные и не всегда понятные для нас. Но мы должны кротко и смиренно принимать всё, что совершает в нашей жизни Бог, с верою, что Его воля совершенна.

Внимание! Если мы допустим, что Иов пострадал за свои грехи, явные, или будущие, то мы не усвоим этот урок, не научимся кротости и смирению, не научимся страху Господнему. Страх же Божий – начало мудрости (Пс.110:10).

Что значит – Бог всё может? Я раньше как-то однобоко понимал это. Мы так привыкли повторять в молитвах «Господь всемогущий», что уже не вникаем в полный смысл этого слова. Так и я вкладывал сюда только то, что для Бога нет препятствия, которые бы Он не преодолел. И хотя это так, но это неполное определение. Бог всемогущий значит так же и то, что Он может сделать всё, что захочет, и никто не может сказать Ему, почему ты это делаешь? Например, Бог может навести на самого праведного человека самые тяжёлые испытания только ради Своей славы.
Ради всей этой истории погибли сотни людей. Кто-то пострадал по причине своего греха, а кто-то нет. Иов не держал бы у себя людей коварных и безбожных. Быть праведным значит так же, не быть сообщником с преступниками. Это значит, что пострадал невинно не только Иов, но и многие его друзья, которые, хотя и не были столь праведны, как Иов, всё же, и не были злодеями, которых нужно срочно жестоко наказать. Вокруг было миллионы людей, давно заслуживших наказание, но они продолжали благоденствовать. Но при этом, многие  добропорядочные люди погибли, а их семьи лишились кормильцев и детей.

Итак, всё случившееся произошло не столько по причине греха, но чтобы прославилось имя Божье. Вы скажете, где же здесь слава Божья? Во-первых, Бог показал нам, что Он может сделать всё что хочет, оставаясь при этом праведным. Во-вторых, Бог прославился в том, что Иов выстоял, несмотря на самые тяжкие страдания. Во всей этой истории прославился не человек, но Бог. Ведь мы знаем из Библии, что сам по себе человек быть праведным не может, ибо праведность это дар благодати Божьей. Бог хранил Иова с самого начала и до конца.

В Библии много книг. Трудно сказать, какие из них важней и главней. Но то, что книга Иова одна из центральных книг Библии, это точно. Спасение это путь, и Бог ведёт всех нас от книг Евангелий, к книге Иова, чтобы научить нас кротости и смирению. Как часто, когда в нашей жизни случаются испытания намного меньшие, чем страдания Иова, мы ропщем на людей и на Бога, хотя мы заслужили наказание. Будем же помнить об Иове и об уроке, которому нас учит Бог в этой истории.
Возможно, кто-то скажет: «...мы понимаем, что мы грешники похуже Иова и заслужили страдания в отличие от него. Но мы так же верим, что Бог простил нас и очистил. Мы верим, что по благодати Божьей мы праведны и весь гнев Божьего суда понёс Иисус Христос, Божий Сын. Почему же мы страдаем? Простил нас Бог, или не простил? ...очистил, или не очистил?» Подобные речи выдают нас, что мы продолжаем искать, прежде всего, своей пользы, но не ищем славы Божьей. История Иова должна научить нас кротости и смирению, если конечно мы дети Божьи. И если с наших уст всё-таки слетали слова ропота, нужно сказать как Иов:

... поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. (Иов.42:6).

Итак, почему страдал Иов? Он страдал по воле Божьей, Который хотел прославиться в Иове, а так же, чтобы научить Иова и нас смирению. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий