Основная идея послание Галатам (проблемы и решение).
... Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, 7 которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. 8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Гал.1:6-9).
К Галатам пришли люди, которые извращали благовествование и смущали церковь. Слово – смущать, от слова смута. Эти люди учили, что если Галаты не совершат религиозный обряд обрезания, то не спасутся. Но апостол Павел, предаёт этих лжеучителей анафеме. А во второй главе апостол пишет, что Галаты не первые, кто столкнулся с этим лжеучением, и делится, как они решили эту проблему раньше:
... Ходил же по откровению, и
предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною
язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3 Но они и Тита, бывшего
со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, 4 а вкравшимся лжебратиям,
скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе
Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили, 5 мы ни на час не
уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
(Гал.2:2-5).
... Некоторые, пришедшие из
Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете
спастись. 2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и
Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них
отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим. (Деян.15:1,2).
... Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. 6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. 7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; 8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. 10 Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? 11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. (Деян.15:5-11).
Каковы последствия лжеучения? Оно смущает церковь (от слова смута, или смутьян). Смута это превозношение, это бесчинство, это охлаждение любви, это угрызание христианам друг друга. Павел указывает Галатам то, к чему привело это лжеучение у Галатов:
... О, если бы удалены были возмущающие вас! 13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. 14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. 15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. (Гал.5:12-15).
Итак, проблема, которую поднимает послание Галатам – ложное учение, что для спасения недостаточно верить в Иисуса Христа, но нужно ещё совершать обрезание, а так же соблюдать закон Моисея. Но Павел пишет, что если мы будем это делать, то мы отпадаем от благодати и остаёмся без Христа:
... Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, (Гал.5:4).
...Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. 21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Гал.2:18-21).
Возникает два вопроса: Как послание Галатам относится к нам.
Как послание Галатам относится к нам.
Дело в том, что сегодня христиан не убеждают лжеучители
обрезываться, соблюдать праздничные дни, месяцы, времена и годы. Так же, никто
не принуждает нас совершать жертвоприношения, или соблюдать ветхозаветную Пасху.
Есть небольшая проблема – учение адвентистов, которые говорят, что есть свинину
грех и нужно соблюдать субботу, и послание Галатам опровергает это лжеучение.
Но неужели это и вся практическая ценность послания?
Раз уж была затронута тема субботы, то позвольте мне
поделиться своим разумением. Принцип религиозной субботы – это седьмой день
недели, который нужно посвятить Господу. То есть, не делать никакой прибыльной
работы (за исключением насущных дел, которые нельзя отложить). Но как
оказалось, для Адвентистов важен не принцип, но название календарного дня. То
есть, главное для них не седьмой день недели, посвящённый Господу, а чтобы этот
день недели назывался субботой. И для них не важно, что сегодня не рабочим днём
является не суббота, а воскресенье. Шесть дней мы работаем, а воскресенье
выходной. И мы видим в Библии, что христиане, с самого зарождения церкви, стали
посвящать именно воскресенье Господу.
... В первый же день недели, когда
ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в
следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. (Деян.20:7).
Мы видим, что принцип остался, как раньше. Но теперь
христиане почитают днём покоя воскресенье. Кстати, сегодня суббота уже не
является седьмым днём недели, а шестым. Воскресенье же считается седьмым днём
недели. Причём, только в русском языке шестой день недели называется суббота.
На других языках этот день звучит иначе и не передаёт в своём названии слово –
суббота, то есть, покой.
Итак, нас не принуждают обрезываться и соблюдать закон
Моисея. Я же долго не мог понять, как послание Галатам относится к нам. Так же
меня волновал вопрос: ...как христиане умерли для закона и что это значит? И,
слава Богу, к моей великой радости Господь показал в Библии ответ, чем я и хочу
поделиться в этой статье.
Прежде всего, нужно понять,
о каком законе идёт речь.
Дело в том, что закон Моисея состоит из двух частей – 1.
Нравственный закон. 2. Обрядовый закон. О каком же законе говорит Павел?
Давайте ещё раз прочитаем:
... Ходил же по откровению, и
предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною
язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. 3 Но они и Тита, бывшего
со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, (Гал.2:2,3).
Как видим, речь идёт о ритуальном законе. Ещё Павел пишет:
... Для чего же закон? Он дан
после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому
[относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. (Гал.3:19).
Как видим, у этого закона есть временной промежуток действия.
Во-первых, это закон не был с самого начала, но пришёл после. Во-вторых, срок действия
этого закона ограничен до времени пришествия семени. То есть, до того времени,
как в сердце человека вселяется Христос. Итак, этот закон дан на некоторое
время. Следовательно, это не может быть нравственный закон, который был с
самого начала и останется навсегда. А значит, речь идёт о ритуальном законе. И
это хорошо видно в следующих главах послания:
... Ныне же, познав Бога, или,
лучше, получив познание от Бога, для
чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще
снова поработить себя им? 10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. 11
Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас. (Гал.4:9-11).
Итак, очевидно, что речь идёт об обрядовом законе -
соблюдении дней, месяцев, времён и лет. Так же в пятой и шестой главе Павел
продолжает:
...Итак стойте в свободе, которую
даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. 2 Вот, я, Павел,
говорю вам: если вы обрезываетесь,
не будет вам никакой пользы от Христа. (Гал.5:1,2).
... За что же гонят меня, братия,
если я и теперь проповедую обрезание?
Тогда соблазн креста прекратился бы. (Гал.5:11).
... Желающие хвалиться по плоти
принуждают вас обрезываться только
для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, (Гал.6:12).
Уже из одного послания Галатам можно понять, что речь идёт о
ритуальном законе. Давайте прочитаем ещё один отрывок:
... Ибо если я снова созидаю, что
разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы
жить для Бога. Я сораспялся Христу, (Гал.2:18,19).
Какой закон разрушил Павел? Конечно же только временный
закон, то есть, ритуальный. Заповеди нравственного закона: ...не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай отца
и мать, люби Бога и ближнего – остались в Новом завете и не могут быть
разрушены. Так же нельзя сказать, что мы
умерли для этих заповедей. А вот для ритуального закона как раз и возможно
умереть.
Как выяснилось, не все с этим согласны и говорят, что Павел
пишет обо всём законе. То есть, мы умерли не только для ритуального закона, но
и для нравственного в том числе. При
этом их толкование, что значит, умерли для закона, туманное, мистичное,
непонятное и не практичное. Но когда мы принимаем точку зрения, что речь идёт о
ритуальном законе, тогда всё становится ясным, понятным и практичным.
А теперь давайте обратимся к другим посланиям, чтобы
увидеть, что речь идёт именно о ритуальном законе. Вот написано в послании Евреям:
... Отменение же прежде бывшей
заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19 ибо закон ничего не
довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы
приближаемся к Богу. (Евр.7:18,19).
Конечно же, Бог не отменял заповеди: ...люби
Бога и людей, не убивай, не укради, почитай отца и мать, не лжесвидетельствуй,
не прелюбодействуй, не пожелай чужого, и так далее. Так же нельзя сказать,
что эти заповеди немощны и бесполезны. Какие же заповеди названы немощными и
бесполезными, и по этой причине отменены для церкви? Немощными и бесполезными
названы ритуальные заповеди, которые лишь указывают на Христа. Это заповеди:
... об обрезании, о чистой и нечистой пище, о Левитском священстве, о храме и жертвоприношении
в храме. Эти заповеди только вели ко
Христу. Написано:
... Итак закон был для нас
детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; 25 по пришествии же веры,
мы уже не под руководством детоводителя. (Гал.3:24,25).
А теперь внимание! Эти заповеди отменены только для Церкви.
Для Евреев, а так же для людей, не принявших Христа, закон остался, почему
Господ и сказал, что закон Моисея будет действовать до скончания неба и земли.
... Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из
закона, пока не исполнится все. (Матф.5:18).
Даже в 1000 летнем царстве Христа будет действовать
обрядовый закон Моисея, потому, что ещё не все жители 1000 летнего царства
будут возрождёнными. Они то и должны
будут приходить в Иерусалимский храм на поклонение Богу, чтобы приносить жертвы
и есть их. Написано:
... И привел он меня тем ходом, который сбоку
ворот, к священным комнатам для священников, обращенным к северу, и вот там
одно место на краю к западу. 20 И сказал мне: "это - место, где священники
должны варить жертву за преступление и жертву за грех, где должны печь хлебное
приношение, не вынося его на внешний двор, для освящения народа". 21 И
вывел меня на внешний двор, и провел меня по четырем углам двора, и вот, в
каждом углу двора еще двор. 22 Во всех четырех углах двора были покрытые дворы
в сорок [локтей] длины и тридцать ширины, одной меры во всех четырех углах. 23
И кругом всех их четырех - стены, а у стен сделаны очаги кругом. 24 И сказал
мне: "вот поварни, в которых служители храма варят жертвы народные".
(Иез.46:19-24).
Конечно же, лучше прочитать 45 и 46 главу целиком. Если вы
сомневаетесь, что это написано о 1000 летнем царстве Христа, тогда обратите
особое внимание на размеры храма, а так же внутреннего устройства храма. Такого
никогда не было прежде, а тем более, этого не было после отстройки храма
Езекией. Написано:
... Когда кончил он измерения
внутреннего храма, то вывел меня воротами, обращенными лицом к востоку, и стал
измерять его кругом. 16 Он измерил восточную сторону тростью измерения и
[намерил] тростью измерения всего пятьсот тростей; 17 в северной стороне той же
тростью измерения намерил всего пятьсот тростей; 18 в южной стороне намерил
тростью измерения также пятьсот тростей. 19 Поворотив к западной стороне,
намерил тростью измерения пятьсот тростей. 20 Со всех четырех сторон он измерил
его; кругом него была стена длиною в пятьсот [тростей] и в пятьсот [тростей]
шириною, чтобы отделить святое место от несвятого. (Иез.42:15-20).
Пятьсот тростей это 1,5 (полтора) километра. Такие размеры
имел в древние дни Иерусалим. И мы видим, что храм будет занимать площадь
древнего Иерусалима. Даже Соломонов храм был гораздо меньше, а тем менее
отстроенный после пленения храм. О каком же храме пишет Иезекииль? Здесь я
полностью согласен с Алексеем Прокопенко, что это храм в 1000 летнем царстве.
Итак, закон для закона умерли только те, кто был крещён во
Христа, умер в Нём и воскрес новым человеком. То есть для закона умерла
церковь. Все же остальные люди не умерли для закона, который дан, чтобы
привести их ко Христу.
Ещё Павел пишет Колосянам о нашей смерти для ритуального
закона:
... Итак никто да не осуждает вас
за пищу, или питие, или за какой-нибудь
праздник, или новомесячие, или субботу: 17 это есть тень будущего, а тело - во Христе. 18 Никто да не обольщает вас
самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел,
безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой
все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом
Божиим. 20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как
живущие в мире, держитесь постановлений: 21 "не прикасайся", "не
вкушай", "не дотрагивайся" - 22 что все истлевает от
употребления, - по заповедям и учению человеческому? 23 Это имеет только вид
мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором
небрежении о насыщении плоти. (Кол.2:16-23).
Если непредвзято читать этот отрывок, то можно ясно понять,
что речь идёт об обрядовом законе Моисея, который является лишь тенью
искупительной жертвы Христа. Ещё написано в послании Евреям:
... Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый
год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с
ними]. 2 Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв
очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. 3 Но жертвами каждогодно напоминается о
грехах, 4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. 5
Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но
тело уготовал Мне. 6 Всесожжения и
[жертвы] за грех неугодны Тебе. 7 Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале
книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. 8 Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни
всесожжений, ни [жертвы] за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не
восхотел и не благоизволил", 9 потом прибавил: "вот, иду
исполнить волю Твою, Боже". Отменяет
первое, чтобы постановить второе. 10 По сей-то воле освящены мы
единократным принесением тела Иисуса Христа. 11 И всякий священник ежедневно
стоит в служении, и многократно приносит
одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. 12 Он же,
принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, 13 ожидая затем,
доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. 14 Ибо Он одним приношением
навсегда сделал совершенными освящаемых. (Евр.10:1-14).
Итак, очевидно, что это обрядовый Моисея. Почему Господь сегодня отменил эти заповеди
для церкви? Потому, что обрядовые заповеди лишь символически указывали на
Христа и Его искупительный подвиг. В послании Евреям написано, что эти заповеди
были тенью благодати Христа.
Закон ритуальный пришёл
после. Нравственный же закон был всегда и навсегда останется.
... Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к
которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
(Гал.3:19).
... Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А
когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, (Рим.5:20).
А) Что значит – закон
пришёл после. Разве не было от начала заповедей – не укради, не убий, не
лжесвидетельствуй, почитай родителей, люби Бога? Были, конечно же, иначе за что
же Бог наказал допотопный мир? Вспомните,
как Бог говорит о грехе ещё Каину. Мы не знаем, как люди получили
нравственный закон, но такие праведники, как Ной, Авраам, Мелхиседек, Иов,
Иаков, Иосиф и другие, это живые свидетели, что люди знали о нравственном
законе ещё до Моисея. Какой же закон пришёл после? Закон о храме, о священстве,
о жертвоприношениях и другие ритуальные заповеди.
А теперь рассмотрим доказательства,
что нравственный закон был дан Богом с самого начала.
В книге Бытие написано, как Ной напился вина и заснул
обнажённый. Это увидел Каин и стал злорадствовать. Более того, он хотел и
братьев вовлечь в это. Но братья взяли одежду, вошли в комнату, обратившись
лицом назад, и укрыли отца, сами при этом старались не смотреть на его наготу. Сразу
возникает первый вопрос - откуда они это знали? А вот дальше произошло
удивительное:
... Ной проспался от вина своего
и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом
сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да
распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет
рабом ему. (Быт.9:24-27).
Меня в начале смущали
слова Ноя, ибо мне показалось, что он проклял сына. Но это не так.
Позвольте мне попутно развеять ещё один миф, что якобы человек может проклясть
другого человека. Люди, конечно же, проклинают, а многие даже верят, что это
имеют какую-то силу. Но человек не Бог, чтобы его слова обладали особенной
силой и властью. Проклясть может только Бог. Слово проклятие имеет корень –
клятва. Проклятие это произнесённая клятва, во удостоверение того, что будет
сделано. Бог произнёс клятву – возмездие
за грех смерть. Вот эта фраза – возмездие за грех смерть – это и есть
проклятие! А вот ещё пример:
... Вот, я предлагаю вам сегодня
благословение и проклятие: 27
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я
заповедую вам сегодня, 28 а проклятие,
если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути,
который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не
знаете. (Втор.11:26-28).
Мы видим, что проклятие это возмездие Божье за нарушение
заповедей Божьих. Ещё написано:
... Левиты возгласят и скажут
всем Израильтянам громким голосом: 15 проклят,
кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук
художника, и поставит его в тайном месте! Весь народ возгласит и скажет: аминь.
16 Проклят злословящий отца своего или
матерь свою! И весь народ скажет: аминь. 17 Проклят нарушающий межи ближнего своего! И весь народ скажет:
аминь. 18 Проклят, кто слепого
сбивает с пути! И весь народ скажет: аминь. 19 Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И весь
народ скажет: аминь. 20 Проклят, кто
ляжет с женою отца своего, ибо он открыл край [одежды] отца своего! И весь
народ скажет: аминь. 21 Проклят, кто
ляжет с каким-либо скотом! И весь народ скажет: аминь. 22 Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или
дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь. 23 Проклят, кто ляжет с тещею своею! И весь народ скажет: аминь. 24 Проклят, кто тайно убивает ближнего
своего! И весь народ скажет: аминь. 25 Проклят,
кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную! И весь народ
скажет: аминь. 26 Проклят, кто не
исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним! И весь народ скажет:
аминь. (Втор.27:14-26).
Кто проклинал людей, согрешающих этими и грехами? Левиты?
Нет. Их проклял Бог. Левиты же, только возвестили Божье проклятие. Так и Ной,
не проклинал Хама и его потомство, а только возвестил то, что уже было
известно. Например, другие братья старались не смотреть на наготу отца, потому,
что знали эту заповедь. Но Хам, зная об этой заповеди, нарушил её, да ещё хотел
и других вовлечь. Если же предположить, что такой заповеди ещё не было, тогда
за что Бог так строго наказал всё потомство Хама?
Итак, Ной, будучи священником в своей семье, провозгласил
то, что уже было известно – не обнажай наготы отца и матери, ибо это грехи. И
когда Ной узнал, как Хам бесстыдно нарушил известную заповедь, он вынужден был
констатировать факт, что Хам сам навлёк на себя, и на своё потомство проклятие
Божье.
Напомню, что проклятие это клятва Божья в действии. Клятва
это обещание наказать, а проклятие это когда наказание вступило в действие. И
когда Хам согрешил, Ной, как первосвященник и судья, должен был возвестить
проклятие Божье. Проклятие же, невозможно без Божьего закона.
А значит, Ной, и его дети знали заповедь – почитай отца и
мать. Возможно, она так и звучала раньше, как в последствии эту заповедь
записал Моисей:
... Почитай отца твоего и мать, это первая
заповедь с обетованием: 3 да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
(Еф.6:2,3).
А вот ещё доказательство, что понятие закона было до Моисея.
Вот Господь говорит Исааку:
... странствуй по сей земле, и Я
буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии
и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; 4 умножу потомство
твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся
в семени твоем все народы земные, 5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было
соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои. (Быт.26:3-5).
Здесь прямо сказано о заповедях, законах и уставах Божьих,
которые были известны Аврааму, примерно лет за шестьсот до Моисеева закона. Ещё
написано:
И сказал Господь: вопль Содомский и
Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел
он весьма; 21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на
них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю. (Быт.18:20,21)
Мы видим, что речь идёт о грехе. Слово грех переводится, как
преступление закона. Кстати, Бог говорил о грехе ещё Каину.
... если делаешь доброе, то не
поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он
влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт.4:7).
Итак, понятие греха возможно только когда есть ясно
изложенный закон. И мы прочитали, что Авраам уже знал Но не только Авраам знал
о законе Божьем. Написано:
... И пришел Бог к Авимелеху
ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она
имеет мужа. 4 Авимелех же не прикасался к ней и сказал: Владыка! неужели ты
погубишь и невинный народ? 5 Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама
сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук
моих. 6 И сказал ему Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца
твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя
прикоснуться к ней; 7 теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о
тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты
и все твои. (Быт.20:3-7).
... И призвал Авимелех Авраама и
сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было
на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают.
10 И сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?
(Быт.20:9,10).
Мы видим, что и Авраам, и Авимелех знают, что такое грех. Но
люди не могли знать о грехе, не зная о законе Божьем. Написано:
...ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и
преступления. (Рим.4:15).
Согласно этому отрывку, если бы людям не был известен
нравственный закон Божий, тогда они были невиновны. Но мы знаем из Писания, что Бог разгневался
на первый мир людей, потопив его водами потопа.
А это было бы несправедливо, если бы не было закона который ясно говорил
о грехах.
Пойдём дальше и послушаем Иакова, внука Авраама:
... Иаков рассердился и вступил в
спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой
грех мой, что ты преследуешь меня? (Быт.31:36).
Иаков так же употребляет слово – грех. Слово грех
переводится как преступление закона. Следовательно, Иаков знал закон Божий.
А вот история с Иосифом, сыном Иакова. Когда жена Потифара
хотела соблазнить Иосифа, он пытается вразумить её, говоря ей о грехе перед
Богом:
... Но он отказался и сказал жене
господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что
имеет, отдал в мои руки; 9 нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне
ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? (Быт.39:8,9).
Итак, Иосиф понимает, что делая зло, люди грешат не только
друг против друга, но и против Бога. Понимает это и жена Потифара. Ещё написано
о том же периоде времени:
... И стал говорить главный
виночерпий фараону и сказал: грехи мои вспоминаю я ныне; (Быт.41:9).
... И говорили они друг другу:
точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души
его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.
(Быт.42:21).
Давайте предположим, что Бог не передавал явно людям
нравственный закон, по той причине, что у людей нравственный закон уже записан
на сердце. На первый взгляд это кажется логичным. Зачем же давать закон, если
он есть на сердце? Но тогда позвольте мне задать тот же вопрос: ...зачем Бог включил
нравственный закон в закон Моисея, если нравственный закон уже был на сердце
людей? Тогда так же не нужно было бы давать нравственный закон, а дать только
ритуальный.
Если Бог не давал людям нравственного закона, по той
причине, что у них уже есть закон на сердце, тогда возникает серьёзная проблема.
В этом случае, каждый человек утверждал бы, что его закон (который у него на
сердце) более правильный. И никто бы не захотел подчиняться другим людям.
Каждый бы писал законы под себя. Рассмотрим иллюстрацию. Вот два соседа, живут
рядом. У обоих перед двором растут
фруктовые деревья. Когда по улице идут прохожие, то подбирают упавшие плоды. Первый
сосед не считает это преступлением, а второй ругается, говоря, что так делать
грех. Прохожие так же не понимают, в чём их вина, ибо им кажется, что здесь нет
греха. Кто же рассудит их спор? Да никто. Этот спор будет неразрешим, если все
будут руководствоваться своим собственным законом. Здесь, кто сильнее, того
законы и принимаются. Почему люди воюют друг с другом? Почему воюют страны
между собой? Потому, что у всех свой закон.
И каждый хочет, чтобы жили по его правилам. Каждый считает своё
понимание справедливости правильным. Других же мы судим.
Например, жители Соддома и Гомморы, не считали грехом то,
что они делали. По их пониманию, они не делали друг другу зла, ибо делали эти
грехи по взаимному согласию. Так же и сегодня, попробуйте, не прибегая к Библии, объяснить современным Содомистам, что
они делают грех. Если вы попытаетесь взывать к их нравственному закону, вы
никогда не сможете их обличить. Когда люди грешат по взаимному согласию - гомосексуалисты, или просто блудники и
пьяницы, то они искренне скажут вам, что они не делают никому зла, а значит, не
грешат. Мы ещё можем как-то обличить в грехе человека, когда он делает зло
другому. Но ведь есть ещё грехи, совершаемые против Бога! Как мы сможем
обличить человека, когда один говорит, что богов много, а другой говорит, что
Бога нет? Как мы можем обличить человека, когда он говорит, что бог злой? Как
мы сможем обличить человека, когда он делает идолов? Никак. Мы не сможем объяснить
людям эти грехи, не опираясь на Святое Писание.
Рассмотрим возражения. Но разве не написано, что у язычников
есть закон на сердце, и они могут по природе законное делать? И разве не
написано, что язычники не имеют закона?
... Те, которые, не [имея]
закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили,
по закону осудятся (Рим.2:12).
... ибо когда язычники, не
имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе
закон: 15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем
свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна
другую) (Рим.2:14,15).
Итак, не сказано ли здесь, что язычники не имели закона,
заповеданного Богом, но имели только закон в совести? Не значит ли это, что
люди впервые узнали о законе Божьем, когда Моисей принёс скрижали с горы Синай?
Во-первых, Библия не
противоречит сама себе. А мы прочитали, что Бог сказал об Аврааме, что Он знал
закон, заповеданный Богом, и соблюдал его ещё за 500 лет до Моисея. Почему
написано, что язычники не имеют закона? Думаю, речь идёт не обо всех людях, но
об отдельных случаях, когда некоторые люди полностью отходили от Бога.
Например, в период атеизма люди не думали о Боге. Думаю, о них и сказано, что
они не имели закона. И такие люди были не всём периоде.
Не написано ли, что человек может по природе законное
делать, потому, что закон у него на сердце? Думаю, опять же, речь идёт не обо
всех людях. Как вариант, это возможно. Но большинство ведь, не живут по закону
совести? Да, такие исключительные случаи
есть. Мы иногда встречаем совестливых людей. Но не всегда такие люди, верят Бога.
И уж тем более, не всегда совестливые люди правильно понимают Бога.
Что значит написанное: ...
закон пришёл по причине преступлений.
... Закон же пришел после, и таким образом
умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
(Рим.5:20).
... Для чего же закон? Он дан
после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому
[относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника. (Гал.3:19).
Дело в том, что преступления были и раньше. Думаю, ошибочно
будет предполагать, что вначале преступлений было меньше, и поэтому закон не
был нужен, но потом преступлений стало больше, тогда Бог и дал закон. Вот яркий
пример – потоп. Только тяжкие преступления могла вызвать такой гнев Божий.
Что же значит - закон
пришёл после по причине преступлений? Когда Бог произвёл от Авраама народ
Израильский, то избрал этот народа, чтобы жить посреди них. При этом Он более явно
показал Свою славу. Можно сказать, что Израильтяне ходили в более явном
присутствии Божьем, по сравнению с другими народами. Конечно же, Бог вездесущий.
Но всё-таки Он явил Себя народу Израильскому более явно, чем остальным людям. Например,
Израильтяне видели казни в Египте, видели расступившееся море, огненный столп
ночью и облачный столп днём и манну небесную. Они видели, что их обувь и одежда
не изнашивалась, и ноги их не пухли от усталости на протяжении всех сорока лет,
пока они ходили по пустыне. Итак, Бог стал жить посреди Израиля в скинии, а
затем в храме. Но чтобы люди могли приближаться к Богу и ходить перед Ним, Бог
дал Израилю закон о храме и жертвоприношениях. Тем самым, Господь показал, что
только жертва позволяет человеку ходить в присутствии Бога. Видимое присутствие Божьей славы, требует
видимых актов освящения. Думаю это, и значит фраза - закон дан после по
причине преступлений. Чуть ниже мы рассмотрим этот принцип в иллюстрации.
Функции закона.
1. Регулярно обличать
грешного человека.
2. Покрывать его
грехи, чтобы человек мог ходить перед Богом.
3. Сдерживать его
греховность.
Рассмотрим по порядку. Написано:
... Цель же увещания есть любовь
от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив,
некоторые уклонились в пустословие, 7 желая быть законоучителями, но не разумея
ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 8 А мы знаем, что закон добр,
если кто законно употребляет его, 9 зная, что закон положен не для праведника,
но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и
оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, (1Тим.1:5-9).
Итак, закон нужен. Но он нужен не для праведников, но для
грешников. Странное высказывание – закон не для праведников, но для грешников.
И если мы не правильно понимаем, о каком законе идёт речь, тогда для нас это
высказывание становится абсурдным. Ведь есть законы разные. Есть Закон Духа,
или Закон Христов. Есть законы мироздания – физические и химические законы.
Есть нравственный закон. И есть ритуальный закон. И если мы думаем, что речь
идёт обо всяком законе, тогда не понятно, как это Закон Христов не положен для
праведника. Но мы уже рассмотрели достаточно доказательств, что речь идёт о
ритуальном законе.
И во-первых,
предназначение закона – обличить
грешника. Когда закон предписывает регулярно приносить жертвы, это
обличение для человека, что он, как был грешником, так и остался. То есть, даже
когда он внешне вроде бы всё соблюдает, но сердце его всё такое же лукавое
более всего и крайне испорчено.
Во-вторых,
закон покрывает грехи грешников, когда они находятся в присутствии Бога. Представим себе человека, тело которого
покрытого чем-то неприличным. Например, мы уже рассматривали иллюстрации, когда
в некоторых племенах делают в ушах и в нижней губе огромные дыры, ибо это считается у них красивым.
Или другой пример, в Китае, считается
красивой маленькая нога у женщины. И вот с самого детства девочкам уродуют
ноги, чтобы они были маленькие. Или вот ещё пример неприличия на теле какие-то
неприличные наколки, покрывающие всё
его тело – и шею и лицо. И вот, представим себе, такого человека – изуродовавшего
себя ради «красоты», и в наколках. Но ему по роду его работы необходимо приезжать
в столицу и находится в присутствии царя и его свиты. А эта нечистота
оскорбительна как для царя, так и для Его
подданных. По большому счёту этого человека нужно было бы выселить в
пустынные земли, где бы он влачил жалкое существование и скорее всего, умер бы
от голода. Но по милости царя ему позволили жить в плодородных землях царства,
сеять, пасти стада и так далее. Но так как его тело по его вине неприлично
выглядит, то ему предписано, чтобы он, когда был на людях, всё время покрывал
своё тело, чтобы не видна была его срамота. И особенно, когда он находился в
присутствии царя. А теперь, внимание. Это только иллюстрация, которая объясняет
нам функцию закона. Ритуальный закон Моисея покрывал грехи людей. Написано:
... [Сим] Дух Святый показывает,
что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. 9 Она есть
образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать
в совести совершенным приносящего, 10 и которые с яствами и питиями, и
различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были
только до времени исправления. 11 Но Христос, Первосвященник будущих благ,
придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового
устроения, 12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел
во святилище и приобрел вечное искупление. 13 Ибо если кровь тельцов и козлов и
пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу,
очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
(Евр.9:8-14).
Итак, закон Моисеев, а именно речь идёт о ритуальном законе,
очищал внешне человека и покрывал его нечистоту сердца. благодаря чему человек
мог ходить перед Богом.
И в-третьих,
закон сдерживает человека в его греховности, чтобы он делал меньше зла. Как
закон сдерживал зло?
У нас есть прекрасный пример в жизни. Сегодня в государстве зло человеческого сердца сдерживается благодаря
уголовному закону, благодаря полиции и другим службам безопасности. Если бы
не было уголовного закона и не было полиции, то преступников было бы НАМНОГО
больше. Так и закон Божий говорит – если будешь делать зло, будешь наказан. А
когда в Израиле человек всё-таки делал зло, то его публично наказывали. То ли
его били палками. То ли его продавали в рабство, чтобы он отработал украденное.
То ли его прилюдно казнили – за прелюбодеяние, за богохульство, за нарушение
субботы и так далее. И таким образом зло
сдерживалось. Сегодня, мы знаем, законы становятся всё более либеральными. В
итоге зло распространяется больше и больше. В законе государств, всё меньше и
меньше остаётся библейских законов. А в конце времён вообще все законы будут
либеральными.
Итак, три функции
закона Моисея –
1. Обличать грешного человека и напоминать ему, что его
сердце лукавое более всего и крайне испорчено.
2. Покрывать его нечистоту до времени, чтобы он мог ходить
перед Богом.
3. Сдерживать зло, исходящее из сердец людей.
И теперь, когда мы поняли, зачем дан закон, мы понимаем, что
значит написанное: ...закон добр, если
кто законно употребляет его, зная, что закон дан не для праведника, но для
грешника. Так же мы понимаем, почему праведнику нельзя быть под законом,
ибо это оставляет его без Христа и без благодати. Потому, что в этом случае
человек проявляет неверие. 1. Господь дал праведнику новое сердце и ему не
нужно напоминать, что он по-прежнему грешник. 2. Господь дал новое сердце
человеку, и все грехи пригвоздил ко кресту, и не нужно покрывать его грехи
ритуальными заповедями. 3. Господь даровал праведнику новое сердце и нужно
ходить по духу. То есть, нужно учиться ходить праведно не под страхом наказания,
и ходить праведно по любви. Именно поэтому Павел пишет – стойте в свободе,
которую даровал вам Христос.
... Итак стойте в свободе,
которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. 2 Вот, я,
Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от
Христа. 3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен
исполнить весь закон. 4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа,
отпали от благодати, 5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. 6 Ибо
во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера,
действующая любовью. 7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись
истине? 8 Такое убеждение не от Призывающего вас. 9 Малая закваска заквашивает
все тесто. 10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а
смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение. (Гал.5:1-10).
Неправильное понимание
предназначения закона Моисея.
Часто говорят, что закон обличает нас тем, что мы не можем
его исполнить. Но это не так. Библия не говорит, что мы не можем исполнить ритуальные
заповеди, но говорит, что мы не можем оправдаться
законом:
...однако же, узнав, что человек
оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали
во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо
делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал.2:16).
Фарисеи исполняли закон Моисея, но от этого не становились
праведными. И ежегодная жертва за грех народа, которую приносил Первосвященник,
регулярно об этом напоминала. Итак, проблема не в том, что мы не можем
исполнить заповеди закона Моисея, а в том, что мы не можем оправдаться этим законом.
Вам непривычно это слышать? Вы уже много раз слышали, что мы
не можем исполнить закон? Но скажите, разве трудно совершить обрезание,
соблюдать субботы, приносить жертвы, посещать храм в положенные дни? Разве
трудно соблюдать другие заповеди Моисеева закона? Или вы думаете, что фарисеи не
исполняли закон Моисея?
Возможно, вы
возразите: ...десять заповедей никто не может исполнить как должно? И десять
заповедей в законе Моисея обличали людей, что они не могут их исполнить, и
поэтому десять заповедей ведут ко Христу. Но подумайте, если десять
заповедей ведут ко Христу, а затем мы уже не под руководством детоводителя, то
почему десять заповедей есть так же в законе Христовом? Ведь они опять должны обличать
нас и вести ко Христу? Повторяю, эти
заповеди есть так же в законе Христа и они будут всегда, и даже в вечности. Что
же нас нужно будет всегда обличать и вести ко Христу?
И послание Галатам не освобождает нас от заповедей – не
укради, не прелюбодействуй, не убивай, не лжесвидетельствуй, почитай отца и
мать. И когда Павел пишет в послании, что мы умерли для закона и мы не под
руководством детоводителя, то он не имеет в виду, что мы умерли для этих
заповедей. Десять заповедей всё так же актуальны. Христиане же умерли для закона ритуального.
Итак, в чём
опасность, и, причём такая опасность, что можно потерять спасение? Почему, если человек обрезывается и начинает
соблюдать ритуальный закон, то в этом случае человек остаётся без Христа?
Недостаток закона Моисея в том, что посредством этого закона
человек может получить прощение сделанных грехов, но закон не спасает человека
от греха. Конечно же, не сама жертва животного очищала человека от греха, но
только потому, что она указывала на Христа. Но закон не давал человеку новое сердце, не давал новые желания, не
давал силу побеждать грех, не давал человеку ненависть ко греху. Получив
прощение, человек оставался прежним грешником, желающим грешить. А ежегодная
жертва приносимая первосвященником за весь народ, прямо это провозглашала, что
все люди по-прежнему грешники.
2. Какова практическая
ценность послания Галатам для нас.
Повторюсь. Нас не принуждают обрезываться и соблюдать другие
обрядовые заповеди. Какова же практическая польза послания Галатам для нас
сегодня?
Когда человек по закону приносил жертву за грех, то получал
прощение грехов. И люди могут подумать, что им достаточно прощения грехов. А уж
они, то, постараются жить без грехов. Но послание Галатам учит нас, что недостаточно
прощения грехов. Нам нужно спасение от грехов, то есть, нам нужна сила,
побеждать грех и творить добро. А для этого нам нужен Христос. Закон же это
только буква, которая только говорит о Божьей праведности, но не даёт силу, не
даёт жизнь. Христос же сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. ещё написано,
что мы спасёмся жизнью Его:
... Ибо если, будучи врагами, мы
примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся
жизнью Его. (Рим.5:10).
Многие христиане думают, что прощение грехов это всё, что
нужно человеку. Из-за своей самоуверенности они думают, что ненависть ко греху
и любовь к Богу человек должен произвести в себе сам. Они говорят: ...Бог сделал свою часть, а мы должны сделать свою часть.
Они думают, что покаяние, это тот самый один процент, который должен сделать
человек сам, и тогда Бог нам поможет. Но они не понимают, что покаяние и любовь
к Богу, это не какая-то малая часть, которую мы должны выполнить
самостоятельно. Но это самое большое, что дарит нам Бог во Христе. По сути,
чтобы мы могли полюбить Бога, в человека поселяется Дух Христов, или Дух
Святой. И если человек называет это малой частью, которую должен сделать
человек сам в себе, это и есть проблема, которую призвано решить послание
Галатам. Господь сказал:
... Блаженны нищие духом, ибо их
есть Царство Небесное. (Матф.5:3).
Давайте проверим себя, нищие ли мы духом? Для этого ответим
на вопрос: ...что я могу сделать доброе и правильное без Христа? Если вы не
нищие, вы скажете, что мы должны сделать маленькую часть, а Христос сделает всё
остальное. Но нищий духом человек процитирует слова Христа:
... Я есмь лоза, а вы ветви; кто
пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете
делать ничего. (Иоан.15:5).
Краткое повторение.
Нравственный закон был от начала и будет всегда. После пришёл закон Моисеев, то
есть, ритуальный закон. Бог дал этот закон, чтобы показать человеку Свою
святость, а так же, чтобы человек мог приближаться к Богу. Бог, таким образом,
указывал на Христа и на путь спасения. Когда же человек уверовал во Христа и
получил очищение от грехов, а так же получил новое сердце, то теперь ему не
нужно возвращаться к немощным вещественным началам.
Возможно, выслушав
эту проповедь, вы скажете, что вы это уже слышали. Но, понимали ли вы главную
мысль послания Галатам, и как это относится к нам сегодня? Понимали ли вы, что
значит - христиане умерли для закона? Я долго не мог это понять. И это потому,
что я не понимал о каком законе идёт речь. Так же я не замечал, что закон
Моисея даёт только прощение грехов, но не даёт спасение от грехов. Нам нужен
живой Христос. Причём не просто Христос рядом с нами, но Христос, живущий в нас
и преображающий наши желания, наши помышления и наши устремления. Мы нуждаемся во Христе до самой глубины души
и духа, до самой сердцевины. И если Он не родит нас свыше и заново, мы снова и
снова будем грешить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий