Вопросы Иисуса Христа.
Сегодня рассмотрим несколько отрывков, в которых Иисус задавал
вопросы ученикам. Эти же вопросы относятся и к нам. Нужно сразу отметить, что Господь
задаёт вопросы не потому, что чего-то не знает, или не понимает. Он задаёт вопросы
именно потому, что знает на них ответ, но хочет, чтобы человек, отвечая на вопрос,
пришёл к правильному выводу, к какому хотел привести его Господь.
У нас в сердце рой мыслей и вопросов, и не все из них полезные. Многие пустые, а иные вредные. Но вопросы, которые задаёт нам Иисус, сосредоточивают наше сердце на том, что важно.
Вопросы это очень эффективный способ научения, обличения, наставления. И Господь, как величайший учитель, много раз пользовался этим способом наставления. И пусть нас не смущает то, что никто сразу не отвечал на вопросы Иисуса правильно. Это не значит, что Господь задал эти вопросы тщетно. Вопрос, однажды заданный, ещё долго остаётся в памяти, заставляя нас снова и снова переосмысливать услышанное. Уверен, что люди, снова и снова возвращались к вопросам Иисуса, спрашивая себя: ...что хотел сказать Иисус? Повторяю, Господь спрашивал не потому, что хотел что-то узнать. Он знает всё. Но задавая нужные вопросы, Он хочет, показать нам на наши ошибки и показать путь к исправлению.
1. Вопросы к Марии.
... Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. 15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. 16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель! (Иоан.20:14-16).
...чего ты плачешь? ...Кого ищешь? Казалось бы, что особенного в этих вопросах, ведь они простые. Но когда нам задают слишком простой вопрос, это значит, что нам указывают на то, что мы не видим, хотя это лежит у нас перед глазами. Рассмотрим пример:
Учитель алгебры вызвал к доске ученика 8 класса, чтобы тот на доске написал решение задачи, используя различные алгебраические формулы. И вот ученик производит расчёты, а учитель со всеми другими учениками наблюдают за ходом его рассуждений. Но вдруг учитель задаёт вопрос: ...сколько будет, если три умножить на семь?
Учитель задал простой вопрос, который должны знать ученики второго класса. Почему? Дело в том, что учитель увидел ошибку ученика, которую сам ученик не заметил и пошёл дальше в своих расчётах. Учитель же не дал ученику готовый ответ, но вопросом указал на ошибку. Таким же приёмом пользуется Иисус. Он задаёт, казалось бы, простейший вопрос Марии.
Нужно отметить, что если бы этот же вопрос задал не Иисус, а кто-то другой, то это было бы некорректно, а может быть даже глупо. Представьте, что вы проходите возле кладбища и видите человека, плачущего возле зарытой могилы. И вот вы задаёте тот же вопрос: ...чего ты плачешь? Разве не глупый вопрос? Ведь понятно, что человек плачет от горя и потери какого-то близкого человека. Более уместно было бы спросить: ... о ком плачешь? Но в случае с Марией вопрос Иисуса звучит очень точно. Задав простой вопрос: ...почему ты плачешь? Иисус очень мудро подводит её к правильным выводам.
Итак, что же хотел сказать Иисус Марии? Давайте поставим
себя на место Марии и попытаемся ответить на вопросы Христа.
... Господи, я плачу потому, что потеряла учителя, лучшего
друга, защитника. Господи, я плачу, потому, что мне страшно, и я не знаю, что
будет завтра. Господи, я плачу, потому, что мои надежды рухнули.
И вот, теперь, начав отвечать на вопрос, мы увидели, что эти
слёзы вызваны неверием в Господа. Господь, задав эти вопросы, говорит Марии:
...ты плачешь потому, что ты не поверила Мне и Писанию. Твоё горе только от
твоего неверия. Ты, пришла к гробу плакать как раз в тот день, когда нужно
радостно ожидать воскресения, обещанного Господом. И вот ты, увидела гроб
пустым, и вместо того, чтобы возрадоваться, ты заплакала. Ты плачешь как бы
ради Иисуса, но ты плачешь ради себя самой.
Можем ли мы
предположить, что Мария не знала об обещании Господа воскреснуть на третий день?
Давайте прочитаем отрывок, который доказывает, что Мария знала об обещании
Иисуса:
...На другой день, который
следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63 и
говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал:
после трех дней воскресну; 64 итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы
ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из
мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65 Пилат сказал им: имеете
стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66 Они пошли и поставили у гроба
стражу, и приложили к камню печать. (Матф.27:62-66).
Иудейские начальники помнили обещание Иисуса, хотя они
слышали об этом намного меньше, чем ученики. Значит дело не в короткой памяти,
но в неверии Марии и других учеников. Вместо того, чтобы в радостном
предвкушении ожидать встречи с Иисусом, они в страхе ожидают расправы от
Иудеев. Вместо того, чтобы пойти к гробу перед наступлением третьего дня и сидеть
недалеко, в ожидании чуда, они прячутся за закрытой дверью.
Скажите, вы будете закрываться в доме, если ожидаете важного
гостя? Нет, конечно же. Вместо того, чтобы ходить по улицам и напоминать всем,
что Иисус вот-вот воскреснет, как и обещал, они прячутся от людей в стыде. О
чём это говорит? Ученики уже не ожидали ничего хорошего, но ожидали худшего.
Мария пошла ко гробу на встречу не с живым, но мёртвым
Иисусом, ибо женщины несли с собой специальные мази, чтобы помазать мёртвого. А
когда увидела камень отваленным и гроб пустым, она даже не подумала, что, может
быть, это исполнилось обещание Иисуса. Ей такая мысль почему-то даже не пришла.
Ей пришла другая мысль, что Иисуса кто-то украл. Итак, она плакала из-за своего
неверия.
Знала ли Мария об
охране, которую выставили у гроба? Конечно же. Зачем охранять мёртвого? Ведь
мёртвый никуда не убежит. Мёртвого очень редко крадут, разве по какой-то веской
причине. Зачем же начальники позаботились о том, чтобы охранять мёртвого Иисуса?
Причина охраны гроба одна – обещание
Иисуса воскреснуть на третий день, но начальники не верили в это и не
хотели, чтобы ученики украли тело а затем сказали, что Иисус воскрес.
Как вы думаете, то, что поставили охрану у
гроба Иисуса, было известно для общественности? Воины, стоящие у гроба днём
и так же костёр ночью, всё это было ярким (в прямом и в переносном смысле)
напоминанием всем в Иерусалиме и окрестностях, что Иисус обещал воскреснуть на
третий день. Вот люди в городе говорят друг другу: ...вы видели костёр на
кладбище? А вы знаете, что там происходит? Там стоит охрана у гроба. А что они
там охраняют? И почему? Да вот, Иисус говорил, что Он воскреснет на третий
день, и священники поставили охрану, чтобы
ученики не украли тело, и не выдали это, что якобы Иисус воскрес.
Начальники иудейские
сами того не понимая, сделали наилучшую рекламу обещания Иисуса Христа
воскреснуть на третий день. В этой охране, стоящей у гроба Иисуса, я вижу Божий
знак для людей и для учеников. Это подобно напоминанию в телефоне, говорящее об
Господа воскреснуть на третий день. Поэтому, Мария и другие ученики не забыли об
обещании Господа. Они не верили! И вопрос Иисуса к Марии обличал её.
Второй вопрос так же
интересен: ...кого ты ищешь? Давайте снова поставим себя на место Марии и попытаемся ответить на
него. ...Я ищу мёртвого Иисуса. Я ищу бессильного Иисуса. Я ищу Иисуса, который
не сдержал обещания.
О чём же эта история?
О Марии? Это история о любви Господа и Его долготерпении. Как же это было больно
для Него и оскорбительно, когда самые близкие ученики, которых Он «носил на
руках», проявили такое неверие. Ведь своим неверием они выставили Иисуса в
своих глазах лжецом. Удивительно, почему они ещё плакали о Нём, если он был в
их глазах обманщик! Ибо если бы это было бы так, то он действительно был бы
достоин распятия. И более логично было бы, если бы ученики не плакали о том,
кто их обманул. Но если подумать, то ничего удивительного и нелогичного в этом
нет, потому, что они плакали не о Господе, а о себе, ибо разрушились их
надежды. Как сказали двое из них:
... А мы надеялись было, что Он
есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день
ныне, как это произошло. (Лук.24:21)
Итак, кто в этой истории главный герой? Господь Иисус. Эта
история о Его любви и терпении. Господь, не смотря на неверие учеников,
продолжал их любить, не отверг их, но снова собрал вместе и дал силы верить в
Него. Хотя имел полное право наказать их.
2. Вопрос к ученикам.
... Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с
тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. 4 А когда
уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. 5
Иисус говорит им: дети! есть ли у вас
какая пища? Они отвечали Ему: нет. (Иоан.21:3-5).
Пётр и остальные за ним, решили снова заняться рыбной
ловлей. Что тут плохого? Ничего бы плохого не было, если бы не призвание
Господа. Дело в том, что Господь, когда призывал учеников как раз тогда, когда
они были заняты рыбной ловлей. Давайте прочитаем об этом:
... Проходя же близ моря
Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея,
брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19 и говорит им:
идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. 20 И они тотчас, оставив сети,
последовали за Ним. 21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова
Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети
свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали
за Ним. (Матф.4:18-22).
Итак, Петру, а так же другим ученикам, Господь предложил переменить
род занятий, ловить не рыбу, а людей. И вот теперь, Пётр решил вернуться к прежнему образу жизни,
и другие ученики его в этом поддержали. Нужно сказать, что это Пётр сказал уже
после того, как видел воскресшего Иисуса. Поэтому, в этом решении учеников,
есть оттенок разочарования.
И вот, когда они не поймали ни одной рыбы, Господь, стоя на
берегу, спрашивает их: ...есть ли у вас какая пища? Разве Господь не знал об
этом? Конечно же, Он всё знает. Но Он
спрашивает не для Себя, а для них. Вопрос Иисуса с подтекстом: ...Ну и как
успехи? Этим вопросом Господь обличает учеников в неверии. Даже после
воскресения Христа они всё ещё не верили. А затем Господь кормит их рыбой,
которую они не ловили и не готовили, и хлебом, который они не покупали. Тем
самым Он дал им понять, что если Он призвал их на дело, Он, конечно же, может
позаботиться об их нуждах. Тот ранний завтрак на берегу, который приготовил для
них собственноручно Иисус, был уроком для них.
А теперь давайте переадресуем этот же вопрос к себе. Нас так
же Господь призвал идти за ним и поначалу мы с радостью пошли. Но неудачи привнесли
разочарование в наши сердца. И тогда мы, кто раньше, кто позже, потихоньку
вернулись к прежним источникам пищи для нашей души. То есть, мы обращаемся к другим
ценностям и не питаемся исполнением воли Божьей. И тогда Господь спрашивает у
нас: ...дети, есть ли у вас какая пища? И нам остаётся ответить: ...нет, мы
ловили всю ночь и ничего не уловили. Обратите внимание на слова «всю ночь».
3. Вопросы к Петру.
... Это уже в третий раз явился
Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых. 15 Когда же они обедали,
Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?
[Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит
ему: паси агнцев Моих. 16 Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли
ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус]
говорит ему: паси овец Моих. 17 Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь
ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и
сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит
ему: паси овец Моих. (Иоан.21:14-17).
Здесь Господь задаёт один и тот же вопрос три раза. Почему? Когда
задают один и тот же вопрос? Когда отвечающий отвечает неправильно. Ещё недавно
Пётр сказал, что он любит Иисуса очень сильно, и даже больше чем другие
ученики. Помните?
... Петр сказал Ему в ответ: если и все
соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34 Иисус сказал ему: истинно
говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от
Меня. 35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь
от Тебя. Подобное говорили и все ученики. (Матф.26:33-35).
Итак, и Пётр, и все
ученики были самоуверенны. Но вскоре убедились, что они маловерные и малодушные.
И поэтому в первом вопросе Господь добавил: любишь ли меня больше, нежели они?
И что же Пётр в этот
раз сказал? Что-то изменилось? Нет. Он «наступает на те же грабли» и, не
задумываясь, отвечает утвердительно, то есть, он любит больше чем другие
ученики.
Почему Пётр так сказал? Он смотрел в свои чувства. А
смотреть нужно на слово Божье и верить всему, что Он говорит нам. Поверил ли
Пётр . И вот здесь то, как раз и была проблема, как у Петра, так и у друг их учеников.
Ведь ещё несколько дней назад они все они проявили полное неверие. И Господь,
после того, как Пётр смалодушничал и показал своё неверие, спрашивает у Петра:
...любишь ли ты меня больше, нежели они? И Пётр поспешно отвечает, что любит.
Очевидно, что Пётр поторопился с ответом.
Конечно же, Господь спрашивал не для Себя, а для Петра. Он
хотел преподать Петру урок. Какой? То, что человек настолько испорчен грехом,
что сам по себе не может любить, и ему нужен Бог, чтобы Он научил человека
любить. Понял ли Пётр урок? И мог ли Он понять? Думаю ещё нет. Потому, что
Господь сказал:
... Еще многое имею сказать вам;
но вы теперь не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то
наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить,
что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего
возьмет и возвестит вам. (Иоан.16:12-14).
Этот случай на озере произошёл до того, как на учеников
сошёл Святой Дух. Зачем нам нужен Святой Дух? Во-первых, чтобы мы могли понять
важные и сложные истины, которые без Него мы не можем вместить. А во-вторых,
Святой Дух нам нужен, потому, что без Него мы не можем любить любовью Христа.
... а надежда не постыжает,
потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)
Но даже приняв Святого Духа мы не сразу обретаем эту
величайшую способность. Это путь и ученичество. Вот что пишет апостол Павел,
когда уже многое познал и прошёл:
...Братия, я не почитаю себя
достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели,
к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так
должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
(Фил.3:13-15).
Но Пётр, ещё до обретения силы, обещанной Иисусом, то есть,
до крещения Духом Святым, уже утверждает, что он исполняет самую первую
заповедь - любит. Кто же прав? Павел, в конце своего пути, или Пётр, который
ещё только стоял в самом его начале. Думаю, ответ напрашивается сам собой.
Вернёмся к нашей иллюстрации, где ученик восьмого класса
стоит у доски, решая задачу. Учитель спрашивает ученика: сколько будет три
умножить на семь? Ученик отвечает: ...восемнадцать. Учитель делает паузу, а
затем снова спрашивает: ...сколько будет три умножить на семь? О чём говорит
повторяющийся один и тот же вопрос? О том, что ответ ученика был не верным.
Допустим, ученик не понял намёка и снова отвечает: ...восемнадцать. Учитель
снова сделал паузу и в третий раз задаёт тот же вопрос: ...сколько будет три
умножить на семь? Ученик, так ничего не поняв, снова отвечает: ...восемнадцать.
И тогда учитель, не сказав ученику о его ошибке, говорит ему, чтобы он вернулся
за парту.
Это очень похоже на беседу Иисуса с Петром. Когда Господь задаёт
один и тот же вопрос, это значит, что Пётр дал неправильный ответ. И что же
Пётр? Мы видим, что он всё-таки начал догадываться, ибо опечалился, что с его
ответами что-то не так, раз Господь в третий раз спрашивает об одном и том же. Это
был хороший признак. Но всё-таки он ещё не мог вместить, что же хочет от него
Господь.
Почему же Господь не обличил Петра прямо? Почему не сказал:
...Пётр, ты наступаешь на одни и те же грабли. Ты уже однажды во время вечери
заявил самоуверенно, что не отречёшься от меня, даже если все другие ученики отрекутся.
Но в итоге три раза отрёкся в течение часа. Но Господь так не сказал. Он только
сказал: паси агнцев Моих. Почему Господь не сказала прямо Петру: ...ты не
можешь любить без помощи Моей и тебе нужен Святой Дух? Потому, что Пётр бы не
смог этого вместить. Давайте ещё раз прочитаем об этом:
... Но Я истину говорю вам: лучше
для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а
если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и
о суде: 9 о грехе, что не веруют в Меня; 10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и
уже не увидите Меня; 11 о суде же, что князь мира сего осужден. 12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь
не можете вместить. 13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на
всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что
услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего
возьмет и возвестит вам. (Иоан.16:7-14).
Ключевые слова здесь: ...но
вы теперь не можете вместить. Чтобы вместить истину, нам нужен Святой Дух.
Вы согласны с этим утверждением? Господь же ведёт беседу с Петром до того, как тот
был крещён Святым Духом. Следовательно, Пётр ещё не мог вместить истину, что
человек сам по себе не способен любить, что он нищий и нуждается, чтобы любовь
Божья излилась в его сердце Духом Святым, как написано:
... а надежда не постыжает,
потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)
Петра ещё нужно было наставлять в истине, наставлять в любви,
наставлять в вере, и для этого Господь и дарует нам Святого Духа.
Почему же Господь, говорит Петру ещё не укоренённому в
истине и любви: ...паси агнцев Моих? Разве он уже был готов к этому? Пока ещё
нет. Но на день пятидесятницы, когда произошло крещение Святым Духом, Пётр обрёл
этот дар.
Многие думают, что
это повеление Иисуса пасти агнцев Христовых, как бы подтверждает, что Пётр
давал правильные ответы, то есть, Пётр любил Господа. Но пусть такие скажут:
...зачем любовь Божия изливается в сердце человека Духом Святым, если человек и
так может любить?
Заповедь любить Господа всем сердцем и всею душою, это
основание всего закона. В этой заповеди весь закон. Мы же ученики Христа и
учимся у Него исполнению этой заповеди. Можно сказать, что эта заповедь как
дипломная работа. Подумайте, неужели Пётр в самом начале своего духовного пути,
до крещения Духом Святым уже сдал выпускной экзамен? Конечно же, нет. Если
взять школьную аналогию он был только третьеклассником и ему ещё предстояло
учиться дальше. Вот почему Господь не обличил прямо Петра, что он самоуверен, и
до сих пор не понял урока, и опять наступал на те же грабли. Но Господь задал
вопросы, которые ещё долго должны были звучать в памяти Петра. И он, после крещения Духом Святым всё понял,
и ему стало стыдно за свои слова, и он покаялся.
Давайте и эти вопросы
переадресуем себе. Любим ли мы Иисуса? Я недавно размышлял со старшей
дочерью о пении в собрании Церкви. И вспомнил псалом, который написал и исполнял
Валерий Короп:
...я люблю Тебя Иисус, всем
сердцем, всей душой.
Пусть не понимают пусть, смеются
надо мной.
Этот псалом хорошая иллюстрация, как тяжело доходит до нас
эта истина. Мы смотрим на свои чувства и
думаем, что этим измеряется наша любовь. Но любовь измеряется нашей верностью.
... Кто имеет заповеди Мои и
соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим;
и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. (Иоан.14:21).
... Иисус сказал ему в ответ: кто
любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему
и обитель у него сотворим. 24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же,
которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Иоан.14:23,24).
Думаю, автор этого
псалма поторопился с выводами. При этом он не только самообольщается, но и
других этому учит. И поют люди в церквях не видя, что прославляется элементарная
самоуверенность и невежество. Даже апостол Павел скромно заявляет о себе: ...не
почитаю себя достигшим, но стремлюсь к почести высшего звания во Христе Иисуса.
Да, Павел писал, что он любит любовью Иисуса Христа:
... Бог - свидетель, что я люблю
всех вас любовью Иисуса Христа; 9 и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и
более возрастала в познании и всяком чувстве, 10 чтобы, познавая лучшее, вы
были чисты и непреткновенны в день Христов, 11 исполнены плодов праведности
Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию. (Фил.1:8-11).
Любил ли Павел так же
как Иисус? Нет. Он сам сказал, что не почитает себя достигшим. Но при этом
Павел смело говорит, что он любит любовью Иисуса Христа. Как же это понять? Расскажу
в качестве примера притчу. У одного фермера было много полей, а так же техника
– трактора, на которых нанятые рабочие обрабатывали землю, сеялки и комбайны.
Были у фермера и сыновья, которые помогали отцу. С самого детства каждый из
них, пока подрастал, часто проводил время на поле и учился у работать. И когда сын
набирался мудрости и силы, отец доверял сыну управлять трактором, а потом и
комбайном. Когда же сын становился совершеннолетним, отец учил его вести
финансовые дела. И вот, когда сын женился, отец отделял сыну участок земли и
давал деньги на развитие хозяйства. И так с каждым сыном.
И вот теперь вопрос: ... могут ли сыновья сказать, что они
управляют своим хозяйством мудростью отца? Да. Их знание, их мудрость, а так же
их деньги, всё это у них отцовское. Но могут ли они сказать, что они
справляются с делами так же, как и отец? Нет. Отец и мудрее и опытнее их.
Так и Павел, говорит правду, что они любит всех любовью
Христа, которую вложил в его сердце Святой Дух. Но Павел не может сказать, что
он уже достиг совершенства в этой любви и любит так же, как и Христос.
Комментариев нет:
Отправить комментарий