Как падение Иудеев становится спасением для язычников.
Как это может быть, что падение одних способствует спасению для
других?
Разве может быть, что грех одних людей становится богатством
для других людей?
Наш сегодняшний вопрос – «почему от падения Иудеев для нас
спасение?» из разряда таких важных вопросов. Это видно из самого текста, в
котором звучит слово «спасение». То есть, от знания этой истины зависит
спасение человека и мы должны обязательно уразуметь это. Ибо если я этого не
сделаю, то есть, не понимаю, или не принимаю заложенного в этом урока, значит,
для меня падение Иудеев будет тщетно, то есть, я не спасусь.
Да, это действительно
так и есть. Но это не вся истина. Давайте поразмыслим. Разве для того, чтобы
искупить людей, обязательно было падение Иудеев? Ещё можно понять, зачем был
создан этот народ, объединённый в одно государство. Можно понять, зачем устанавливать
особые порядки в этом народе, строить храм и приносить жертвы животных. Всё это
образы и средства научения закону и средства передачи закона людям. Но зачем
допускать то, что этот же народ Божий распял Своего Мессию, Своего Бога?
Например, Иисуса могли распять и сами Римляне без участия
Иудеев. Была бы это искупительная смерть Христа? Думаю, была бы. Но Бог
допускает большее зло. Сами Иудеи, ожидавшие Мессию, они же Его и распинают.
Причём, перед этим Он обильно творил чудеса и сделал много добра. Целых три
года Он чуть ли не каждый день исцелял людей, а так же кормил и воскрешал. И
вот, думаю, здесь ключ к пониманию этого вопроса. Бог так сделал, чтобы на
примере Израильского народа мы лучше познали истину. Их история это как
лабораторная работа.
Вспомните, как мы
учились в школах и техникумах, и как нам надоедала сухая теория, и как мы
оживали, когда учитель проводил на уроке опыты, и на практике показывал, как
работает электричество, как преломляется свет, как передаётся тепло. Как нам
было интересно на уроках химии, когда начиналась лабораторная работа. Хорошая
учебная программа, всегда включает в себя практику и живые примеры из жизни. И,
конечно же, в такой важной науке как христианство, Бог использует живые
примеры. И народ Израильский это лабораторная работа, в качестве наглядного
примера. Написано:
... Не хочу оставить вас, братия,
в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и
все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную
пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного
последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил
Бог, ибо они поражены были в пустыне. А
это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были
похотливы. (1Кор.10:1-6).
Итак, всё, что происходило с Израилем это образы для нас. Бог допустил падение Иудеев,
чтобы на их примере показать греховность людей, показать Свою любовь и терпение
а так же показать, что внешних воздействий на человека недостаточно для его
обращения.
Будет три части проповеди.
1. Недостаточно внешних воздействий на
человека чтобы он оставил грех и обратился к Богу.
Обычно мы думаем, что если человеку предоставить достаточно
доказательств, и ещё хорошо стимулировать, то он может поверить и обратится от
греха к Богу. И Бог так же действует по этому пути - через различные
обстоятельства работает над человеком, подготавливая его и сокрушая. Человек же под давлением обстоятельств,
раскаивается и принимает Бога своим Господом.
В чём здесь ошибка? Мы думаем, что это всё, что нам нужно.
Так вот, чтобы мы так не думали, Бог на примере Иудеев показал, что любые,
самые лучшие внешние воздействия не помогают. Только задумайтесь, ведь у
Израильтян было всё:
... то есть Израильтян, которым
принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и
обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог,
благословенный во веки, аминь. (Рим.9:4,5).
Ни с одним народом Бог не был столь близок.
Ни одному народу Бог не давал так подробно Своих законов.
Ни одному народу Бог не являл столько чудес.
Ни к одному народу Бог не проявлял столько Своей любви и
терпения.
Они имели общение с Богом в Храме.
Они получали прощение и очищение от сделанных грехов.
У них было слово Божье.
Бог жил посреди Израиля.
У них было всё, что может быть полезным для приобретения
веры и спасения. Но! Они отпали. И в этом отпадении для нас спасение. Почему?
Потому, что теперь нам не нужно пытаться идти тем же путём, а достаточно
научиться на примере других.
Мудрый учится на ошибках других. Плохой ученик учится на своих
ошибках. А глупый, вообще не учится, не на ошибках других, не на своих ошибках.
Для чего Бог показал
нам историю Соломона, который в конце пути своего упал? Чтобы те, кто ещё
любит богатство, на его примере научился, что оно не приносит счастья. Соломон
был самым несчастным человеком.
Некоторые говорят, что у них недостаточно ума, чтобы быть
счастливым. Но пример Солона учит нас, что и этого не достаточно для
праведности и для счастья. Не было на земле человека боле умного, так говорит
Библия. Но помогло ли это Соломону стать праведным и любящим Бога? Принесло ли
это ему счастье? Нет. В книге Еклессиаста мы читаем слова разочарования этого
самого богатого и самого умного человека.
Так же на примере Соломона мы можем научиться ещё одной
важной истине. Некоторым людям кажется, что если они не нашли счастья в браке,
то им достаточно переменить супруга, или супругу. Пример Соломона учит нас, что
у него было 1000 жён, и он не был с ними счастлив. Счастье не где-то далеко. И
несчастья наши не от того только, что люди вокруг нас плохие. Многое зависит от
нас.
Мы прочитали, что
в падении Иудеев для нас богатство. В
чём же здесь богатство?
В литературе и в кино есть такой сюжет в
фантастических жанрах. Человек узнаёт своё будущее и таким образом избегает
от опасности. Один из таких фильмов – Пророк. Там человек видел будущее на 2
или 3 минуты в перёд. И вот он, увидев опасность, которая его подстерегает,
пробовал разные варианты, пока не выбирал лучший вариант. Как вы думаете, это
ценная способность? Дорогого стоит? Только представьте себе, сколько ошибок
можно было бы избежать. А сколько мы сделали таких ошибок, которые коренным
образом повлияли на нашу жизнь? О если бы можно было бы это предвидеть! Я бы
поступил по-другому.
Это фактически наша возможная история. Читая Библию мы
должны примерять всё к себе. Как бы я поступил на месте того, или иного героя в
Библии? И я думаю, что на месте того, или иного человека мы бы поступали так
же. Или вы думаете, что на месте Пилата вы бы сделали по другому. Или на месте
начальников Иудейских мы бы приняли Христа? Не думаю. Думаю, это всё возможные
варианты, как бы я сделал. И мы как бы смотрим в своё будущее. И нам лучше
поучиться и вовремя остановиться, и выбрать более правильный путь.
... Но что говорит Писание?
Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры,
которое проповедуем. 9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса
Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то
спасешься, 10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко
спасению. 11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. 12
Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех,
богатый для всех, призывающих Его. 13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне,
спасется. (Рим.10:8-13).
Кто мы? Это легко проверить. Вот Бог допустил падение
Израильтян, чтобы мы научились на их ошибках, что закона и религиозности не
достаточно. И даже же прощения грехов не достаточно, ведь Израильтяне постоянно
получали прощение.
Более того! Бог показывает нам, что все эти
благословения без перемены сердца, делают человека ещё более жестоким.
Подумайте, ведь не блудники и мытари распяли Христа, а священники и учителя! Не
язычники римляне, и не Пилат хотели распять Христа, а именно самоправедные
фарисеи и священники совершили самое страшное преступление на земле! Пилата
даже хотел отпустить Иисуса, но Иудеи пустились на хитрость. Они даже
ухитрились шантажировать Пилата, чтобы он сделал по их воле.
Так же и наказаний недостаточно, чтобы человек обратился. Бог
не только благословлял Израильтян по-особому. Но Он и наказывал Израильтян
по-особому. Присмотритесь, никто не
получал столько благословений и наказаний, как народ Израильский.
... Увы, народ грешный, народ
обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа,
презрели Святого Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще,
продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От
подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна,
гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша
опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие;
все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в
винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город. Если бы Господь Саваоф
не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились
бы Гоморре. (Ис.1:4-9).
Ну и каков результат? Они стали лучше? Нисколько. Итак, ни
особые благословения, ни особые наказания не изменяют грешного человека, как не
изменяют мёртвого человека ни самые лучшие лекарства, ни самые мудрые
увещевания, ни розга.
Мы читаем об этом:
... Итак, какое преимущество
[быть] Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех
отношениях, а наипаче [в том], что им вверено слово Божие. (Рим.3:1,2).
У Иудеев было великое преимущество во всех отношениях. Это
преимущество дал им Бог. Но что же? Стали они лучше? Стали они праведнее? Стали
они больше любить Бога? Нисколько! Они осудили, отвергли и распяли своего Бога.
И в той же главе Апостол задаёт как бы тот же вопрос: Имеем ли мы преимущество?
Но здесь уже апостол подразумевает не внешние благословения, о которых он
говорил в начале главы, но имеет в виду качества Иудеев. То есть, вопрос Павла
можно перефразировать так: Итак, можем ли мы сказать, что мы лучше других
народов? И тут же отвечает: Нисколько. Давайте прочитаем этот отрывок:
... Итак, что же? имеем ли мы
преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все
под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не
ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет
ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на
губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови;
разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед
глазами их. (Рим.3:9-18)
Если падение Израильтян это спасение для меня, значит, я
должен уразуметь смысл произошедшего, а иначе для меня падение Израильтян будет
тщетно. То есть, если я не понял, или не принял этой истины, я не спасусь.
Но ведь были же
верующие среди Иудеев? Пророки, Давид, Самуил, Асаф псалмопевец, и другие.
Да, они были верующими. Но почему? Бог
даёт ответ:
... Если бы Господь Саваоф не
оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы
Гоморре. (Ис.1:9).
Если бы Господь не оставлял этого остатка, то весь Израиль
уподобился бы Содому и Гоморре. Но благодаря этому остатку праведных людей,
Израиль не опустился на самое дно греха. Ещё написано:
... Не отверг Бог народа Своего,
который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании
об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих
убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же
говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не
преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати,
сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не
была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не
есть уже дело. (Рим.11:2-6).
Как же происходит спасение?
Если не кнут и не пряник, то как? Через покаяние через веру в Бога. Не в себя нужно верить, но
в Бога.
... Обрати нас к Тебе, Господи, и
мы обратимся; обнови дни наши, как древле. (Плач.5:21).
... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух
правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего
Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом
владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к
Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой
восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу
Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не
презришь, Боже. (Пс.50:12-19).
2. На примере Израильтян Бог
показал состояние сердца человека.
Что бы вы ответили, если бы вас остановили на улице и
сказали, что вы хитрый изворотливый лжец, злодей и блудник? Думаю, что начали
бы оправдываться, доказывая обратное. Никто не хочет признавать себя злым и
лукавым. И даже если человеку показать, что так сказал Господь:
... Лукаво сердце человеческое
более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9).
То обычно человек, читая это место Писания, всё равно
интерпретирует это иначе, чем только доказывает, что его сердце действительно
лукавое. Кто-то будет отрицать это напрямую, кто-то будет истолковывать это
так, что выйдет всё наоборот, но в любом раскладе, человек не признает этого,
что и будет доказательством, что он лукавый более всего и крайне испорченный.
Наше неверие это неоспоримое доказательство лукавости нашего сердца и его
крайней испорченности.
Вся история земли это сплошные доказательства того, что
сердце человека лукавое более всего и крайне испорчено. Но Израильский народ
это наиболее яркий тому пример.
Ни с одним народом Бог не был столь близок.
Ни одному народу Бог не давал так подробно Своих законов.
Ни одному народу Бог не являл столько чудес.
Ни к одному народу Бог не проявлял столько Своей любви и
терпения.
Но чем больше Бог проявлял Свою любовь и заботу, тем больше
проявлялась лукавое сердце человека.
Что интересно, все
иудеи и особенно учителя и священники читали это место Писания и не один раз.
Но верили ли они? Казалось бы, верили, ибо вряд ли кто-то открыто протестовал
против этой истины. Но как только дело касалось лично человека, каждый начинал
лукавить, уклоняться и оправдываться. Почему? Именно потому, что каждый человек
лукавый более всего и крайне испорченный.
То, что мы прочитали
у Иеремии 17:9, это закон греха и смерти. И мы должны учитывать его в своих
расчётах. Например, когда мы учим таблицу умножения, то: 2 х 2 = 4, 3 х 3 = 6,
5 х 5 = 25, это математический закон умножения. Так же, когда мы открываем учебник физики, то мы
читаем там ещё один закон: Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно
пропорциональна сопротивлению. Это тоже закон, но физический, который в
честь первооткрывателя назван законом Ома, по имени чело века, который его
открыл. Весь сотворённый мир подчинён различным законам, которые очень точны и
неизменны. Именно благодаря точности и неизменности законов мироздания человек
может пользоваться ими, проводить расчёты и творить много полезных вещей.
Строительство домов, мостов, дорог было бы невозможно, если бы человек не знал
этих законов и не применял их. Поезда, автомобили, самолёты, бытовая техника,
сантехника, и вообще всё, чем мы сегодня пользуемся было бы невозможно, если бы
человек не познавал эти законы и не применял их.
Так и закон открытый Иеремией звучит просто: ...лукаво сердце человеческое более всего
и крайне испорчено. Этот закон подобен законам природы вокруг нас, которые
неизменны. И мы должны в своих расчётах пользоваться этими законами не искажая
их.
Представьте себе, что
архитектор делает расчёты строительства многоэтажного дома. Что будет, если
он будет пользоваться законами математики и физики, но при этом будем их
немного поправлять? Например, в расчётах вставим другую формулу, где дважды два
уже не равно четырём, но равно три целых девяносто девять сотых. А трижды три
уже не девять, но восемь целых и девяносто девять сотых. И вот строители после
расчётов архитектора начинают строить дом. Что произойдёт? Дом уже во время
стройки рухнет, и погребёт под собой строителей и инженеров. А если не рухнет
во время стройки, так разрушится, когда в него вселятся жители. Рано или поздно
но крушение произойдёт. Небольшая поправка в законы производит крушение.
К сожалению, мы так и поступаем в жизни. Мы берём законы
Божьи, которые Бог открыл нам на страницах Библии, и кое-что там исправляем,
всего лишь чуть-чуть. Например, закон говорит:
... Никто не благ, как только
один Бог. (Мар.10:18).
... ибо Ты един свят. (Откр.15:4)
Мы слышим и вроде бы соглашаемся. Мы даже поём об этом
псалмы: ...ибо Ты един свят. Но как только начинаем строить свою жизнь, и
делаем расчёты (а любое строительство всегда начинается с расчётов) мы
почему-то вносим поправки в законы Божьи. И вот, после нашей редакции,
исправления и современных переводов, у нас уже исправленный закон, который в
нашей интерпретации звучит уже так:
...никто не благ до такой степени, как Бог, но в некоторой
степени человек тоже благой.
Точно так же и второй закон в нашей редакции звучит уже так:
...никто из людей не святой на столько, чтобы сравниться с
Богом, но немного святости может достигнуть каждый.
И таким образом мы редактируем один закон за другим. А затем
мы строим свою жизнь, пользуясь этими исправленными законами. Но когда налегают
ветры и разливаются реки, то наши постройки рушатся. Что же мы тогда делаем? А
мы в недоумении и даже с укором смотрим на небо, говоря: ...Господи, а почему в
моей жизни это не работает? Неужели Твои законы неверны и Библия ошибается? Но
дело не в Библии, а в том, что мы её исправляем и подстраиваем под свои похоти.
Вот живой пример. Написано, что служители не должны быть
выбираемы из новообращённых. Но иногда, когда церковь молодая и нет опытных
служителей, то люди решают что в их случае не обязательно строго соблюдать эту
заповедь. Это у других люди слабые, а мы сильные. И вот, избирают на служение
новообращённых и таким образом оказывают медвежью услугу церкви.
Итак, пример Израиля это образы для нас, которые, подобно
иллюстрации на уроке, помогают нам лучше понять важные истины и увидеть свои
грехи. В чём же были проблемы
Израильтян? Их проблема описана
после слова: «посему».
... Все это происходило с ними,
[как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит,
берегись, чтобы не упасть. (1Кор.10:11,12)
Итак, в чём была проблема Израильтян? Они думали, что они
стоят. Рассмотрим сначала неправильное толкование этого отрывка. Всё дело в
акцентах на словах. Например, можно прочитать так: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (акцент на слове «стоит»).
То есть, по этому толкованию выходит, что я не должен думать, что я стою. Но
тогда возникает вопрос: А как же я должен думать о себе? Неужели я должен
думать о себе, что я не стою, а лежу? Нет, конечно, Библия призывает нас
стоять, и проверять себя, стою ли я. Подумайте, если человек не стоит, а лежит,
то зачем его предупреждать о падении? Зачем беречься, чтобы не упасть, если я и
так уже лежу?
О чём же здесь речь? Сделаем теперь акцент на слове «он». И
снова прочитаем этот отрывок: Посему, что думает, что ОН стоит, берегись, чтобы не упасть (теперь акцент на слове «Он»).
И теперь понятно в чём дело. Это место нужно понимать так: Кто думает, что он
стоит собственными усилиями, берегись, чтобы не упасть. Итак, Израильтяне
думали, что это ОНИ стоят благодаря своей силе, и не падают. Почему и написано
в это отрывке, что они были образами для нас. И тут же добавлено, посему, кто
думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Слово «посему» говорит:
поучись на примере Израиля.
Как же мы должны думать о себе? Например, если мы стоим, то,
как мы должны об этом думать? Нужно помнить, благодаря Кому мы стоим. Об этом
просто и ясно написано:
... и Он есть прежде всего, и все
Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы
иметь Ему во всем первенство, (Кол.1:17,18).
Если ты стоишь, то не думай, что ты сам стоишь, но помни,
что ты стоишь Иисусом Христом. А иначе, если ты думаешь: «...не будет же
Христос стоять вместо меня», то берегись, ибо падение твоё случится скоро, и
внезапно.
Это ещё один закон, который нужно принимать полностью и без
всяких поправок. Но как обычно бывает, особенно у новообращённых христиан? Они
думают, что этот закон к ним не относится. По крайней мере не на 100 процентов.
(тема для молитвы)
Как вы думаете, возможно ли обличить человека с лукавым
сердцем, чтобы он признал себя лукавым злодеем? Если мы верим законам Божьим,
то это значит, что лукавое и крайне испорченное сердце, будет лукавить и
уклоняться от обличения, оправдывая себя, и обвиняя других - и людей, и Бога.
Даже самые убедительные доводы не переубедят лукавое сердце, почему оно и
названо лукавым более всего.
Но вот мы видим, как человек раскаивается и признаёт себя
лукавым грешником, злодеем и лжецом. Что произошло? А произошло то, что человек
перестал лукавить. То есть, его сердце уже не лукавое, или, не такое лукавое,
как было до этого. Почему это произошло? Сделал ли я сам себя не таким лукавым,
как был до этого? Итак, лживое сердце
всегда будет лгать. Но если человек перестал лгать, значит у него уже не лживое
сердце. Здесь логика простая. А это значит, что Господь что-то сделал с нашим
сердцем в тот день, когда мы пали перед ним и признали свою лукавость.
3. На примере падения
Израильтян Бог показал, что никто не хочет быть праведным.
... Как в Адаме все умирают, так
во Христе все оживут, (1Кор.15:22).
Итак, на примере Израильского народа, Бог показывает нам
состояние нашего сердца. Не только состояние их сердец, но и наших, потому, что
они, как и мы, дети Адама и Евы. То, как жили в то время Израильтяне, это
пример, как ведёт себя человек в тех условия. Мы же, живя в этой местности и в
этом времени, являемся примером, как ведёт себя человек в наших условиях. И
поэтому, наблюдая за другими людьми, вместо того, чтобы превозноситься над
ними, мы должны думать так: ...я был бы таким же, и шёл бы таким же путём, если
бы родился на его месте. А он был бы,
таким же, как я, и шёл моим путём, если бы родился на моём месте. Смотря на
Израильтян, постарайтесь рассмотреть там себя, и благодарите Бога, что Он
показал нам, как бы мы жили на их месте.
Может ли человек быть
праведным? Большая часть людей думают, что человек может быть праведным. Меньшая часть людей верят, что человек не
может быть праведным. В большую часть входят все религии мира - это буддизм,
индуизм, мусульманство, иудаизм и даже часть христианства. Итак, эти люди верят
в самоправедность, то есть, всё зависит от силы воли человека и его желания.
Давайте присмотримся к той меньшей части людей, которые
верят, что человек не может быть праведным. Эта меньшая часть так же делится на
части. Первая группа это неверующие люди, которые не верят в праведность
вообще, то есть, не стараются быть праведными и не верят, что другие праведны.
То есть, это разочарованные и озлобленные люди. Вторая группа из этой меньшей
части, это верующие люди. Они поняли, что они грешники и, что они не могут сами
себя исправить, но Бог в Иисусе Христе очищает их от греха, и дарует им Свою
праведность, которая выражается так же практически. Но есть ещё третья группа людей в этой
меньшей части. Эти люди не только верят, что человек не может быть праведным,
но так же и не хочет быть праведным.
Не слишком ли они «перегибают палку»? Во-первых, мы видим в
самих себе желание быть праведным. Во-вторых, мы видим, как другие хотят быть
праведными. В-третьи, мы видим примеры праведных людей, и вокруг себя и в
Библии. В общем, наше субъективное мнение такое - в мире два сорта людей, одни
не хотят быть праведными, а другие хотят быть праведными. Что же говорит Библия
об этом? Рассмотрим несколько мест Писания:
... Иерусалим, Иерусалим,
избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов
своих под крылья, и вы не захотели!
(Матф.23:37).
Сколько раз Господь
хотел собрать Израильтян? Вся Библия это история о том, как Господь хотел
собрать к Себе Израильтян. Здесь Господь ясно говорит о том, что Он и есть Тот
Бог Который создал народ Израильский. Он и есть тот, Который вывел Израиль из
Египетского рабства и шёл с ними по пустыне. Он есть Господь, Который посылал к
ним пророков. Итак, вся Библия это
история о том, как Господь хотел собрать Израильтян.
Сколько раз они не
захотели? Из слов Господа понятно, что так было всегда. Конечно, всегда
будут люди, которые начнут толковать слова Господа так, что в итоге выйдет, что
Господь сказал одно, но имел в виду другое.
Например, скажут, что это Господь говорит о том последнем периоде в
истории Израиля, когда Он пришёл на землю, но никто не захотел прийти к Нему,
чтобы обрести милость и благодать, но в другие периоды были люди, которые
захотели и пришли. А ещё могут истолковать так, что Господь это сказал в целом
об Израиле, но не имел в виду некоторых людей, которые всё-таки захотели. Все
подобные толкования основываются обычно на одном доводе - в Библии много праведников,
а значит, были люди, которые всё-таки захотели и пришли к Богу с верой и
покаянием.
Но, во-первых, упрёк Господа звучит категорично и
безапелляционно - всякий раз, когда Господь хотел собрать Израильтян, они не
хотели. Во-вторых, если предположить, что всё-таки были люди, которые захотели,
то упрёк Господа был бы несправедлив. В-третьих, вышло бы, что Господь не умеет
выражать свою мысль ясно и понятно, как это получается у нас, у людей, хотели
сказать одно, а вышло немного по-другому.
Итак, Господь даёт оценку всему периоду истории Израильтян и
всем людям: Сколько раз Я хотел вас собрать, но вы не захотели. А чтобы не
осталось никаких сомнений, давайте прочитаем, что ещё говорит Господь о
человеке:
... Лукаво сердце [человеческое]
более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9).
Здесь нет никаких исключений. Но люди, читая эти слова,
конечно же сами делают исключения, и конечно же самих себя они причисляют к
этим исключениям.
... Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они
вместе легче пустоты. (Пс.61:10).
Здесь опять сказано обо всех людях без исключений. Но опять
же, лукавое сердце всё извращает.
... как написано: нет праведного
ни одного; нет разумевающего; никто не
ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро,
нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов
на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие
крови; разрушение и пагуба на путях их; они
не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их. (Рим.3:10-18).
Итак, этих доводов достаточно для доказательства, что никто
не ищет Бога и не хочет быть праведным. Никто не знает пути мира. Путь мира -
это путь к Богу, через Иисуса Христа. Но на человеческих путях разрушение и
пагуба.
А как же праведники Библии? Как же герои веры в послании
Евреям? Давайте разберёмся с тем желанием быть праведным, которое мы замечаем в
своём сердце. И здесь опять нужно ответить на вопрос: Зачем мы хотим быть
праведными? Какая наша цель? Проблема в том, что праведность для человека не
является самоцелью, но только ступенькой для достижения своих личных целей. Например, человек может захотеть
праведности, чтобы не попасть в ад. Другой
человек хочет быть праведным, чтобы доказать своё превосходство над другими
людьми. Третий хочет быть праведным,
чтобы получить награду. Четвёртый
хочет быть праведным, чтобы войти в Царство Небесное. Думаю, список можно
продолжать долго. Но принцип ясен - для человека праведность не является самоцелью,
но как промежуточный этап, для достижения чего-то лучшего. Заметили проблему? У
человека есть нечто, что он оценивает выше и ценнее праведности. А по сути,
человек оценивает себя и своё удовольствие выше праведности. Ну, а если для
этого нужно быть праведным, то человек готов согласиться и с этим. Но не этого
хочет от нас Бог. Он хочет, чтобы мы хотели именно праведности.
Что значит хотеть
праведности? Господь отвечает на этот вопрос:
... Блаженны алчущие и жаждущие
правды, ибо они насытятся. (Матф.5:6).
Здесь Господь приводит простую формулу достижения
праведности. Если ты хочешь быть праведным, тебе достаточно жаждать и алкать
её, и тогда Господь даст тебе праведность. Отсюда следует простой вывод: если у меня нет праведности, значит я ещё не
жажду её, но жажду чего-то другого. Например, я могу жаждать благополучия. А
так как без праведности благополучия не может быть, я вынужден подчиниться и
искать праведности. Итак, здесь отвертеться невозможно. Можно спросить у
человека, который заявляет о себе, что он желает праведности: ...почему же у
тебя её нет? Конечно же вопрос не в том, чтобы иметь позиционную праведность,
которую мы имеем во Христе. Бог даровал нам такую праведность. Вопрос о
практической праведности. А чтобы отпали всякие сомнения, перефразируем вопрос:
...жаждешь ли ты любить истинной любовью?
Дело в том, что
любовь и праведность это суть одно. Написано:
... Иисус сказал ему в ответ: кто
любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему
и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же,
которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца. (Иоан.14:23,24).
Присмотритесь, здесь Господь отождествляет любовь и
праведность (соблюдение заповедей). Следовательно, желать быть праведным, это то же самое, что и
пожелать любить. Ещё написано:
... итак любовь есть исполнение
закона. (Рим.13:10).
Итак, мы видим, что любовь, как и праведность, есть
исполнение закона. То есть, любовь и праведность это два слова, говорящие об
одном и том же. Фарисеи разорвали эти два понятия, и решили, что можно быть
праведными отдельно от любви, то есть, любви можно научиться после того, как
научишься быть праведным. Но это невозможно, потому, что неотделимо. Итак,
любовь и праведность это одно целое. И поэтому мы можем, задаваясь вопросом:
ищет ли человек праведности, перефразировать вопрос так: ищет ли человек любви?
Любви к себе,
человек, конечно же, ищет. Но ищет ли человек, чтобы самому любить. Нет.
Хотя, человек, как бы и желает научиться любить. Но! Такое желание у человека
есть, пока он не понимает, что же такое истинная любовь. Когда же до человека
доходит, что такое истинная любовь, он отказывается любить такой любовью.
Кто-то скажет об этом прямо, а кто-то начнёт лукавить, делая вид, что он хочет
любить, но только не такой любовью, какая показана в Библии.
Если человек и может проявлять что-то подобное любви, то
только из корыстных целей, на пример, для того, чтобы его любили. Но это не
есть истинная любовь. Написано:
... И если любите любящих вас,
какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете
добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и
грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить
обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам,
чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и
взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами
Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лук.6:32-35).
Но настоящая любовь не ищет своего:
... не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не
мыслит зла, (1Кор.13:5).
Итак, желает ли человек научиться любить истинной любовью?
Нет. И этот вопрос идентичен вопросу - желает ли быть праведным. А любовь, если
мы прочитаем о ней в послании Конринфянам, неприятна не возрождённому человеку.
И теперь давайте ещё раз зададим вопрос: ...все ли хотят
быть праведными? Праведными как бы хотят, но любить не хотят. Чтобы нас любили мы
хотим, но любить мы не хотим. Точнее, мы согласны любить, когда нас любят. Но
вот любить, когда меня не любят, я не хочу. Точно так же и праведность я желаю
только как средство достижения своих благ. Но саму праведность я не желаю. Я
нехотя подчиняюсь этой необходимости быть праведным, ибо, куда же мне деваться.
Но я смотрю на праведность как на нагрузку, которую давали раньше в советских
магазинах. Когда продавали дефицитный товар, то в нагрузку заставляли покупать
товар, у которого кончался срок годности. А не хочешь покупать застарелый
товар, тогда тебе не продадут и дефицитный товар. Вот и приходилось человеку
покупать вместе с нужным ему товаром то, что ему не хотелось. Вот так же люди думают и о праведности. Куда
же деваться, придётся побыть праведным, чтобы, не попасть в ад, чтобы войти на
небо, чтобы всем доказать, что я важный человек, и чтобы все меня восхваляли.
Вот это и есть закваска фарисейская. Господь же сказал:
... Горе вам, книжники и фарисеи,
лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся
красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по
наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и
беззакония. (Матф.23:27,28).
Итак, что же нам делать? Вот мы поняли, что мы не только не
умеем любить, не только не умеем быть праведными, но и не хотим этого? Что
делать, если мы увидели, что в своей любви мы ищем своего, и в своей
праведности мы ищем своей корысти? Что делать, если мы увидели, что мы не
жаждем правды? Нужно покаяться, исповедуя перед Господом свой эгоизм и
попросить у Бога, чтобы Он исполнил нас, и преисполнил Своей любовью.
...Бог - свидетель, что я люблю
всех вас любовью Иисуса Христа; и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и
более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были
чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом
Христом, в славу и похвалу Божию. (Фил.1:8-11).
... благодать же Господа нашего
(Иисуса Христа) открылась [во мне] обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
(1Тим.1:14).
Если вы увидели, что в вас нет плодов праведности, но есть
дела плоти, идите к Иисусу. Он сказал, без Меня не можете делать ничего. Идите
с верой, что Он даёт просто и без упрёков. Он не будет слушать наши молитвы
только в том случае, если мы просим праведности, и просим любви не жаждая их,
но если у нас скрыты другие цели, если мы жаждем своего.
Если мы решились и
помолились этой молитвой, прося научить нас любить бескорыстной любовью. То
не нужно особых условий. Можно на любом месте учиться любить людей. Подходящие
условия всегда есть. То ли это во время гонений, то ли во время благополучия.
Вокруг нас всегда полно людей, которые ищут только своего, и ничего нам просто
так не дадут. Вот у нас прекрасная возможность учиться любить любовью Иисуса
Христа. Хотите вы любить такой любовь?! Думаю, только теперь вы начинаете
понимать, что было сказано в самом начале этого раздела - никто не хочет быть
праведным.
Все мы много читали место Писания - Иеремии 17:9, где
сказано, что человек лукавый более всего и крайне испорчен. Но производило ли
это в нас страх? Нет. Я не могу судить, кто что думал, читая этот отрывок. О
себе только помню, что оно на меня вообще не производило особого впечатления.
По крайней мере, у меня в памяти оно не оставило каких-то следов. Я его
прочитывал, конечно же, размышлял над ним, может быть даже, что-то записывал в
дневнике, и вскоре забывал. То есть, я соглашался с этим законом без всяких
проблем. Но! В этом то, как раз и состоит самая большая проблема. Это слово
меня ещё не обличало. Уж очень легко я с ним соглашался. А всё дело в том, что
я соглашался с ним только теоретически, но не практически.
Практически я стал познавать эту истину только тогда, когда
в очередной раз плюхнулся в грех. Только позже я стал понимать, что наши
падения зависят от того, как мы принимаем обличение . Если я противлюсь этой
истине, Бог поставит меня перед фактом. Если я безразличен к этой истине и она
меня не ошеломляет, Бог поставит меня перед фактом. Остаётся одно, покаяться и
распять плоть со страстями и похотями.
Как же доказать человеку,
что он лжец, что он лукавый более всего и крайне испорчен? Лучший способ это
поставить человека перед фактом, а для этого нужно поставить его под закон. Обратите
внимание, нужно не просто дать человеку закон, а поставить под закон.
Есть огромная разница между такими понятиями, как иметь закон, и быть под
законом.
Если кратко, быть под законом это значит быть под руководством
закона. Казалось бы, здесь нет ничего особенного, ибо все христиане под
руководством закона. Но мы так думаем только тогда, когда не понимаем этих
истин. Дело в том, что быть под законом, это быть без Христа, и при этом
пытаться достигнуть собственной праведности. Об этом просто и ясно написано:
... Вы, оправдывающие себя
законом, остались без Христа, отпали от благодати (Гал.5:4).
Закон подобен супругу
в браке. Состояние, которое Библия называет - «под законом», в Писании
сравнивается с брачным союзом, где закон сравнивается с супругом:
... Разве вы не знаете, братия
(ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она
освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за
другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и
не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы
принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
(Рим.7:1-4).
В этом отрывке власть закона сравнивается с главенством мужа
над женой. Как жена находится под главенством мужа, так и человек, поставленный
под закон, находится под его главенством. Вы спросите: а что тут такого
плохого? Плохого ничего нет, потому, что закон добр. Но этого недостаточно
потому, что закон это всего лишь свод правил, а по сути, это всего лишь буква,
которая к тому же, смертоносная 2Кор.3:7. Когда человек под законом, то он для
него не только руководитель, но и помощник, утешитель, наставник, учитель
собеседник и друг. Очевидно, что закон, то есть, буква, не может заменить
собой общение с живым Богом. Кто хотел бы провести всю свою жизнь в брачном
союзе с законом? Думаю, никто.
Итак, жизнь под
законом это жизнь без Христа. Израильтяне думали, что они могут быть
праведными. Они не нуждались в Боге. И лучший способ обличения, поставить
человека перед фактом. Можно бесконечно твердить человеку, что он лукавый и
испорченный, но челове всё равно будет отрицать это. Остаётся одно, дать ему
свободу выбора и допустить, чтобы он сам это увидел на деле. Это и есть та
причина, почему Господь поставил их под закон. Повторяю, есть разница в
том, чтобы дать закон, и, чтобы поставить под закон.
Таким образом, на примере Израильтян Бог показал, что,
во-первых, самоправедность невозможна, а во-вторых, одна лишь религия без
Христа делает человека величайшим злодеем. Именно этот урок и становится для нас
драгоценностью, если конечно мы его принимаем.
Здесь нужно уточнить, что быть под законом это не значит
ветхий завет. Во-первых, даже во время ветхого завета были люди, которые не
были под законом, хотя и имели закон. Во-вторых, можно жить во время Нового
завета, но при этом быть под законом. Быть под законом это быть без Христа. Все
спасённые и возрождённые люди всех времён, спасались только благодаря Христу. И
те ветхозаветные праведники, хотя и имел закон Моисеев, при этом они не были
под законом. Иначе они бы и не смогли стать праведными. Без Христа быть
праведным невозможно. Правда, в то Ветхозаветное время таких было мало, как мы
и прочитали, это был лишь остаток, который хранил Бог. Спасение во время
Ветхого завета это было как бы исключением из общих правил. Но это всё-таки
было. Написано:
...Не отверг Бог народа Своего,
который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании
об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих
убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же
говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не
преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати,
сохранился остаток. (Рим.11:2-5)
Итак, без Христа,
живущего в сердце, никто не праведен и не может быть праведным.
Следовательно, все ветхозаветные праведники были рождёнными свыше людьми.
Написано:
... К сему-то спасению относились
изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам
благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух
Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
(1Пет.1:10,11).
И пример падения Израильтян ярко и разнообразно это показал.
Но беда в том, что многие христиане не учатся на чужих падениях, и пытаются пройти
тот же путь, исполняя заповеди самостоятельно и пытаясь достигнуть собственной
праведности. При этом они, конечно же, думают о себе, что они не под законом,
но под благодатью.
Когда я спрашиваю у таких христиан, что же такое закон и что
значит быть под законом, то обычно они отвечают, что закон это ритуальные
заповеди ветхого завета - жертвоприношения, храм, чистая и нечистая пища,
обрезание, соблюдение субботы и другие. То есть для них, не быть под законом,
это не обрезываться, не приносить жертвы, не соблюдать субботы и так далее. Но это трагическая ошибка, ибо можно быть
под законом и без этих заповедей. И, как Израильтяне были под Моисеевым
законом, точно так же можно быть под законом Христовым. Повторяю, Библия
говорит, что быть под законом, это быть без Христа, и при помощи закона
стараться достигнуть собственной праведности. И сегодня, как раньше Иудеи
хотели самостоятельно исполнить закон Моисеев, так и многие христиане сегодня
пытаются самостоятельно исполнить закон Христов. Но как одни, так и другие
находятся под законом, а значит, они остались без Христа и отпали от благодати.
Они крещённые по вере, они члены поместных церквей, они поют гимны в собрании
христиан и молятся. Но они сегодня, как Израильтяне в прошлом, находятся под
законом.
Как проверить себя?
Если вы думаете, что вы
самостоятельно исполняете заповеди
закона Христова, то это первое доказательство, что вы под законом. Второе
доказательство вытекает из первого. Если человек думает, что он своими
человеческими усилиями творит дела праведности, то такой человек прославляет не
Христа, а себя. И если вы встретили человека, который прославляет не Христа, а
себя, или другого человека, значит этот человек под законом. Иногда можно
услышать от таких людей - не будет же Христос вместо вас молиться,
вместо вас трудиться, вместо вас благовествовать? Ключевое слово у них -
Христос вместо нас. То есть, когда они слышат о благодати, то им она кажется
именно в такой форме - Христос вместо нас. Но формула благодати другая. Давайте
прочитаем её:
... Ибо явилась благодать Божия,
спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и
мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего
Иисуса Христа, (Тит.2:11-13).
Здесь одно из определений благодати. Их в Библии несколько,
но мы рассмотрим сейчас это. Итак, благодать это не то, что Христос делает дела
праведности вместо нас. Благодать это
когда Христос спасает нас от греха, научая нас отвергать нечестие и
мирские похоти. То есть, Он очищает наш разум и волю от лжи и от греха, и мы
своей волей, а не как роботы, отвергаем нечестие и мирские похоти. Не Он вместо нас отвергает нечестие и мирские
похоти, но Он научает нас,
чтобы мы отвергали грех. Не Он вместо нас праведно и благочестиво живёт
в нынешнем веке, но научает нас,
чтобы мы праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая Его явления.
К сожалению, многие христиане, даже услышав это определение
благодати, всё равно противятся этому учению, извращая учение о благодати.
Например, мне пришлось слышать, как одна христианка, послушав проповедь о
благодати, через некоторое время, когда чистила картошку с другими христианами,
готовя обед для миссионеров, при этом говорила: «...это я своими рученьками
картошку чищу, а не Христос вместо меня. И если я не возьму в руки нож, то
Христос вместо меня это не будет делать».
Я, конечно, не могу судить, какое сердце у таких людей, но Библия ясно
говорит, что если человек без Христа что-то делает, то, скорее всего он
действительно без Христа. Один человек
сказал: Не великое чудо увидеть ангелов. Великое чудо увидеть собственные грехи.
Итак, чтобы показать всю бесполезность всякой
самоуверенности, Господь и создал народ Израильский и поставил их под
закон, чтобы научить их и нас. Можно сказать, что Израиль это яркая
иллюстрация, подобная той, какую используют учителя на уроке. Так и написано,
что жизнь народа Израильского это образы для нас, чтобы мы, научаясь на их
примере, спасались. Написано:
... Не хочу оставить вас, братия,
в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и
все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную
пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного
последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил
Бог, ибо они поражены были в пустыне. А
это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были
похотливы. (1Кор.10:1-6).
... Все это происходило с ними,
как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто
думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. (1Кор.10:11,12).
Комментариев нет:
Отправить комментарий