За кого умер Христос.
... На другой день видит Иоанн
идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. (Иоан.1:29).
Взял ли Христос грехи всех людей, или только избранных? Этот
вопрос не такой простой, как может показаться. Я, например, чем больше изучал
эту тему, тем больше понимал, что вопрос не простой. Именно поэтому мнения многих
христиан разделись. Одни верят, что Христос взял грехи всех людей. Другие верят,
что Христос не умирал за всех людей, а только за избранных. Третьи верят, что искупление
для всех, но оно потенциальное, то есть, искупление не уже совершившееся, но
совершается для каждого человека, если он покается и поверит. Как сказал Кеннет
Гангел бывший профессор Даллаской семинарии: «...смерть Христа достаточна для
всех, но эффективна лишь ля тех, кто уверует».
Итак, за кого умер Христос? На первый взгляд, чего тут
непонятного, ибо написано ...берёт грех мира, значит, берёт грех всех людей. Но
если вам кажется, что здесь всё просто, тогда позвольте спросить: ... что
значит, берёт грех? В какой момент времени это совершается? Когда Христос умер на
кресте? Или берёт грех человека в день его покаяния? Ведь, слово «берёт» написано в неопределённом
времени. Возможно, вы скажете, что это не так важно, главное, что берёт грех.
Но если Христос и сегодня берёт грехи раскаявшихся людей, то куда Он их
возносит, если искупление было совершено ещё 2000 лет назад. Ведь написано:
... Он грехи наши Сам вознес
телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами
Его вы исцелились. (1Пет.2:24).
Написано в совершённой форме глагола – вознёс. Это уже
совершилось.
Для меня раньше не было проблемы в понимании этой темы. Я
думал, что Он умер в прошлом, чтобы затем на протяжении 2000 лет искупать повершивших
в Него людей. То есть, я верил, что искупление было всеобщим, но потенциальным.
Но дело в том, что в Иоанна 1:29 речь идёт не о плате за грех, но о том, что Он
берёт грех на себя. Плата, это когда отдают что-то ценное, но здесь речь о том,
что Иисус взял грехи на Себя. Он не только отдал свою жизнь на страдания, но
так же принял грех. Если отдать можно в потенциальном смысле, то как можно
принять в потенциальном смысле. Например, сегодня всем известна торговая
интернет платформа – «Али-Экспресс». Это посредник, который помогает покупателю
и продавцу защититься от обмана. Когда мы покупаем в интернет-магазине товар,
то не имеем возможности проверить его. И нас могут запросто обмануть. Мы
заплатим деньги, но нам пришлют подделку, или вообще ничего не пришлют. Так же,
если расплачиваться наложенным платежом, только после получения посылки, тогда
может пострадать продавец, ибо покупатель может отказаться от товара, и
продавец потерпит урон на пересылке товара почтой. И тогда появились различные
посредники. Вы отдаёте деньги посреднику и они хранятся у него, пока вы не
получите товар и не проверите его. И когда вы удовлетворены качеством товара,
вы даёте разрешение посреднику отдать деньги продавцу. Если же товар оказался
некачественным, вы открываете спор, предоставляя посреднику видеосъёмку, как вы
распечатывали посылку и как проверяли товар. То есть, у вас должны быть
доказательства, что сами вы не подменили товар в посылке и он оказался
некачественным. И тогда, посредник высылает деньги обратно покупателю, а
продавец остаётся ни с чем. Конечно же, посредник так же имеет прибыль от своих
услуг. Примерно так же думают об искуплении, что Христос уже заплатил цену
достаточную для искупления всех, но эта плата остаётся в небесном банке, пока
не будет применена к человеку в день его покаяния.
Но если верна эта точка зрения, что Христос умер
потенциально, чтобы затем искупать каждого человека в день его покаяния, тогда
становится непонятным, когда Христос берёт грехи искупаемых людей. Если
искупление совершается в день покаяния, тогда выходит что и грехи Христос берёт
в день покаяния. Но что потом Бог делает с этими грехами?
Итак, вы теперь поняли, что этот вопрос не такой простой,
как может показаться в начале. И теперь, обновив свой интерес, мы продолжим изучение
этой темы. Прочитаем ещё один отрывок:
... Напоминаю вам, братия,
Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и
утвердились, 2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я
благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3 Ибо я первоначально
преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши,
по Писанию, (1Кор.15:1-3).
Павел проповедовал Евангелие в Коринфе. Некоторые (обратите
на это внимание, не все!) люди уверовали и таким образом, образовалась церковь.
И вот, Павел напоминает Церкви Евангелие, которое он когда-то им проповедовал,
что Христос умер, за грехи наши. А теперь задумайтесь, ведь не все, кто слышал его
проповедь Евангелия, уверовали, хотя Павел проповедовал всем, что Христос умер
за грехи наши. И при этом Павел не ждал откровения от Бога, чтобы Господь показал
ему избранных, чтобы только им донести евангелие, что Христос умер за их грехи?
Мы можем и должны смело говорить всем людям, что
Христос умер за их грехи. То есть, уже тогда на кресте Он взял грехи всех людей
и вознёс их на крест. А если не так, то тогда Евангелие не для всех. И мы не
имеем права говорить Евангелие всем, но должны искать избранных. Но неужели для
кого-то нет благой вести? Неужели Бог оставил часть людей без Евангелия, без шанса
на спасение? Нет, Господь даёт возможность спастись всем, и поэтому Он повелел
ученикам:
...И сказал им: идите по всему
миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься,
спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. (Мар.16:15,16).
Итак, Евангелие для всех, то есть, Христос умер за грехи всех
людей. Если же Христос умер не за всех, тогда получилось бы, что мы бы,
возвещая Евангелие всем, говорили бы неправду.
Почему я решил снова затронуть эту тему. Однажды мы с
братьями в церкви решили прочитать книгу В. Дж. Ситтона «Пять пунктов
Кальвинизма», но не согласились с третьим пунктом. Мы собрались вместе,
порассуждали над Писанием и ещё больше утвердились, что Христос на кресте взял
грех всего мира. Чтобы подстраховаться мы решили спросить других братьев,
верующих в благодать и занимающих ведущее положение. Самым доступным был
Алексей Прокопенко, и мы решили написать ему письмо, на которое он вскоре ответил.
Вот это письмо: ...Дорогой брат Алексей, приветствуем вас. Мы с братьями
служителями прочитали книгу В. Дж. Ситона.
«Пять пунктов Кальвинизма». Но не
можем согласиться с пунктом об ограниченном искуплении. С остальными четырьмя
согласны. Мы видим в Писании, что
Христос взял грех всего мира и таким образом весь Божий гнев за грехи людей лег
на Сына. Далее приводим места Писания. Сегодня Бог не вменяет людям
преступлений, но требуется, чтобы люди со своей стороны примирились с Богом.
Ибо если человек отвергает искупление, то сам навлекает на себя осуждение. Так
же написано, что Бог Отец весь суд отдал Сыну, и теперь на людей, отвергающих
милость Божью и благодать, падает гнев Сына. Итак, искупление всеобще, и в то
же время оно становится действенным в жизни избранных людей, когда Святой Дух
даёт им усвоить это верой. Мы хотим быть единомышленными. Как только найдёте
время, дайте ответ, пожалуйста.
Алексей Прокопенко ответил, что он согласен с нами и прислал
свою статью: «За кого умер Христос», написанную ещё за год до этого, в которой
он приводит доказательства из Писания, что Христос действительно умер за всех
людей. Так же в этой статье он написал, что первые реформаторы, Лютер, Кальвин
и большинство других так же верили во всеобщее искупление. А учение об ограниченном
искуплении возникло позже. Например, Джон Буньян написавший Путешествие
Пилигримма, сам христианин-реформатор, верил в то, что Христос умер за всех
людей. А вот Джон Оуэн верил в ограниченное искупление.
Давайте для нашего утверждения, что Христос взял грех всего
мира, прочитаем ещё несколько отрывков.
... Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за
[грехи] всего мира. (1Иоан.2:2).
... потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не
вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. 20 Итак мы -
посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени
Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для
нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. (2Кор.5:19-21).
... Были и лжепророки в народе,
как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами
на себя скорую погибель. (2Пет.2:1).
... Но Он изъязвлен был за грехи
наши и мучим за беззакония наши; наказание
мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали,
как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи
всех нас. (Ис.53:5,6).
Казалось бы, чего тут не ясного? И непонятно, почему же возникло
учение об ограниченном искуплении. Ведь не на пустом же месте они это
придумали? Неужели такие христиане, как Мак-Артур, Спроул, Дожн Оуэн, Джонатан
Эдвардс, и многие другие уважаемые служители, настолько невнимательны, что не
видят такого простого изложения истины?
Но не всё так просто. Дело в том, есть отрывки, которые
говорят об ограниченном спасении. И если искупление и спасение почитать одним и
тем же, тогда и возникают проблемы. Например, в так называемом третьем пункте
Кальвинизма сказано: ...Ограниченное
искупление, то есть, индивидуальное спасение. Вы видите, между словом
искупление и спасение, они поставили слово – то есть. Да, Библия действительно
говорит, что спасение ограничено. То есть, Бог спасает не всех. Но не надо
смешивать понятие - спасение и искупление. Здесь проблема в нашей сухой
человеческой рациональности и чёрствости. Мы вообще не хотим переплачивать. И
на месте Бога мы бы действительно не платили за всех, а заплатили только за
тех, кого решили спасти. И мы думаем, что и Бог, такой как мы, сухой
рационалист. Но послушайте что написано:
... Еще подобно Царство Небесное сокровищу,
скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и
продает все, что имеет, и покупает поле то. (Матф.13:44).
В притче, человек, ради сокровища, покупает всё поле. А чуть
выше Господь сказал:
... поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия,
а плевелы - сыны лукавого; (Матф.13:38)
Итак, Господь, ради Церкви, покупает весь мир.
Следовательно, так называемый третий пункт Кальвинизма гласит неверно, что
якобы искупление ограниченно. Кстати, непонятно, почему сюда прилепили Кальвина,
если он не верил в ограниченное искупление, но учил, что искупление всеобщее. Думаю,
здесь какое-то лукавство, или неведение, или что-то ещё.
Когда не видят разницы между искуплением и спасением, то
неизбежно приходят к парадоксу: ...если Христос умер за всех, взяв грехи всех, значит,
наказание не грозит никому, и все должны быть спасены. Но мы знаем из Библии,
что неверующие люди идут в Ад. Рассуждая, таким образом, и придя в тупик, люди неизбежно
впадают в две крайности. Одни говорят,
что если искупление для всех, значит, все будут спасены. Вспомните, недавно
нашумевший фильм, снятый по книге Уильяма Янга «Хижина»? Другие впадают в другую крайность, что Христос
не умирал за всех людей, а только за избранных. Но как быть с теми местами в
св. Писании, которые говорят о том, что Христос умер за грехи всех людей?
Как уже было сказано выше, есть ещё третье толкование,
которое пытается сгладить острые углы. Говорят, что искупление для всех, но оно
потенциальное. То есть, Христос не искупил весь мир на кресте, но умер ради
искупления, которое может состояться, или не состояться для человека, если он
покается, или нет. Причём такой толкование я слышал не только от арминиан, но и
от многих реформаторов. Например, говорят такую фразу: ...жертвы Христа
достаточно для искупления всех людей. Как только вы услышите эту фразу, знайте,
что этот человек не верит, что Христос уже взял грех всего мира, но понёс грехи
только избранных людей. То есть, если искупление потенциальное, то значит оно и
ограниченное, и мы снова в тупике.
Поймите, что я хочу этим сказать, то если говорят, что
жертвы Христа достаточно для искупления всех, это значит, что они верят в
ограниченное искупление. Например, реформаторы скажут, что умер только за
избранных, а арминиане скажут, что умер за всех, но потенциально, то есть,
спасутся только те, кто захотят спастись. Арминиане не верят в избрание Божье,
они верят, что человек сам избирает, спастись, или не спастись. Но это не
меняет сути проблемы. В любом случае, если человек верит, что жертвы Христа
достаточно для искупления всех, но спасутся только те, кто захотят этого, то
выходит, что Христос не брал грех мира, а взял только грехи тех, кто спасутся,
ибо Бог наперёд знал таковых. Вы видите, что проблема осталась? Ибо Евангелие
говорит – Христос умер за грехи наши, то есть, за грехи всех людей. Итак, мы не
имеем права говорить: «...Жертва Христа достаточная для искупления всех»,
потому, что это значит, что: «...Христос умер не за всех, а только за
избранных». А это противоречит Евангелию.
Как же нам быть? Ведь если Христос умер за всех, то не
приведёт ли это к ереси, что будут спасены? А если Христос умер только за
избранных, тогда Евангелие не для всех, и мы должны искать избранных, чтобы
только им возвещать благую весть.
Толкование, что искупление ограничено, ошибочно, ибо такое
толкование умаляет любовь Божью, искажает Евангелие и приводит в тупик. Так же
и толкование, что искупление потенциально, не выводит из этого тупика, ибо
получается то же самое, что искупление ограниченно. Такое толкование, что
Христос не искупил, а только умер для искупления, вначале кажется похожим на
правду, но оно только откладывает на время, когда человек всё равно придёт в
тупик. А ещё в этом толковании есть другая проблема, ибо выходит, что благодать
и любовь Божья изливается на людей, только когда они поверят в Бога. То есть, до
покаяния люди живут как бы сами по себе, никак не вкушая любовь и благодать
Божью. Но вот что написано в Библии:
... Был Свет истинный, Который
просвещает всякого человека, приходящего в мир. (Иоан.1:9).
... И от полноты Его все мы
приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и
истина произошли чрез Иисуса Христа. (Иоан.1:16,17).
... и Он есть прежде всего, и все
Им стоит. (Кол.1:17).
Мы видим, что все люди живут по благодати Божьей. Благодать
же произошла от Христа. Без искупления Христа никто бы не жил, но сразу же
отправлялся в ад. Чтобы мир мог стоять, и не свалиться в ад и в смерть, Христос
держит мир. Держит Своими пронзёнными руками. Не пронзёнными руками Господу
нельзя было бы прикоснуться к миру, чтобы мир не сгорел в огне Божьего гнева.
Почему же многие уважаемые и влиятельные
христиане, верят, что Христос не искупил всех? Например, так верят Мак-Артур и
Спроул. Так верил Джонатан Эдвардс. Неужели они не видят в Писании, что
искупление всеобще? Дело в том, что в Писании есть отрывки, которые не
только говорят об ограниченном спасении, но как бы говорят об ограниченном
искуплении. Вот одно из этих мест:
... Мужья, любите своих жен, как
и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив
банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью,
не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и
непорочна. (Еф.5:25-27).
...Как Отец знает Меня, [так] и Я
знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. (Иоан.10:15).
На первый взгляд, можно подумать, что Христос предал Себя
только за церковь (за овец), но не за всех людей? Но давайте присмотримся, о
чём здесь идёт речь. В первом отрывке показана цель, ради чего Христос умер за
церковь – чтобы затем очистить Её Себе банею водною посредством слова. Как мы и
прочитали у Иоанна: ...мы приняли благодать
на благодать. Искупительная смерть Христа была первой благодатью, которая излилась
на всех людей. Но очищение банею водною посредством слова это вторая благодать.
Итак, внимание, здесь не сказано, что Христос умер только за церковь. В этом
отрывке главная мысль не в том, что Христос предала Себя только за Церковь, а в
том, ради чего Он искупил Церковь – чтобы затем очистить её Себя посредством
Своего слова. Давайте ещё раз прочитаем этот отрывок:
... Мужья, любите своих жен, как
и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив
банею водною посредством слова; 27 чтобы представить ее Себе славною Церковью,
не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и
непорочна. (Еф.5:25-27).
Итак, если спросить: ...зачем Христос искупил Церковь? То
ответ состоит в том, что Христос искупил Церковь, чтобы затем освятить её банею
водною посредством слова. А теперь, давайте зададим другой вопрос: ...зачем
Христос искупил весь мир? Чтобы не
вменять людям их грехи, чтобы не гневаться на людей, чтобы проявлять ко всем
людям Свою любовь. Написано:
...потому что Бог во Христе
примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово
примирения. 20 Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог
увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. 21 Ибо не
знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались
праведными пред Богом. (2Кор.5:19-21).
Итак, зачем Христос предал Себя за всех людей? Чтобы Бог
Отец, таким образом, примирил с Собою
мир, не вменяя людям преступлений их. Бог покрыл грехи людей жертвой Христа,
чтобы показать Свою любовь ко всем людям, и чтобы дать одинаковый шанс на
спасение всем людям. Но искупление это ещё не очищение и не спасение. Мы
прочитали, что люди должны со своей стороны примириться с Богом, и тогда Бог
очистит от греха. Грехи пока ещё покрыты и Бог не вменяет людям эти грехи. И
Евангелие гласит:
...покайтесь, и да крестится
каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго
Духа. (Деян.2:38)
Что интересно, прощение ещё не совершилось для каждого
человека, ибо мы прочитали, что нужно покаяться для прощения грехов. А вот
примирение со стороны Бога уже совершилось и Господь уже не вменяет людям их
преступления. Давайте прислушаемся к этому слову: ...не вменяя людям преступлений их.
Говорится ли здесь об уничтожении грехов? Нет. Здесь можно увидеть, что
грехи ещё есть, но они не вменяются. Если бы грехов уже не было, то о них и
речь уже бы не шла. А так речь идёт о том, что грехи не вменяются. То есть,
грехи ещё есть, но они как бы отставлены в сторону, или покрыты. Вот ещё несколько
мест Писания, где говорится об этом:
... Ненависть возбуждает раздоры,
но любовь покрывает все грехи. (Прит.10:12).
... Более же всего имейте
усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.
(1Пет.4:8).
...(любовь) все покрывает, всему
верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:7).
Когда грех уничтожен, то и покрывать нечего. Когда мы
покрываем скатертью грязный стол, то стол остаётся грязным внутри, хотя это и
не бросается в глаза. Если стол чистый, то мы, покрывая его скатертью, не
покрывали бы нечистоту. Итак, любовь может не только прощать, но может так же
покрывать все грехи, ожидая, пока человек покается, чтобы затем, простить этого
человека и уничтожить грех. Давайте теперь прочитаем об этом в 20 и 21 стихе 5
главы второго послания Коринфянам:
Итак мы - посланники от имени
Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим:
примиритесь с Богом. 21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за]
грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Сначала Павел говорит ко всем: ...ибо не знавшего греха Бог
уже сделал для нас жертвою за грех. Уже сделал! Не сделает, а уже сделал! Но
дальше Павел открывает другое действие, другую благодать: ...чтобы в Нём мы
сделались праведными перед Богом. Мы видим две благодати. Первая, Христос уже
сделался для нас жертвою за грех. И вторая благодать: ...чтобы мы в Нём
сделались праведными. Жертва за грех покрывает вину за грех. Но жертва за грех
не уничтожает грех и не делает нас праведными. Праведными мы становимся только в
Нём!
Смерть Христа делает
нас праведными только юридически, но практически нас делает праведными жизнь
Христа.
... Который предан за грехи наши и воскрес для
оправдания нашего. (Рим.4:25)
... Ибо если, будучи врагами, мы
примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся
жизнью Его. (Рим.5:10)
Нас оправдывает не сама смерть Христа, но Его воскресение.
Почему? Потому, что умерев во Христе и воскреснув со Христом мы становимся
новыми людьми.
Итак, Христос предал
себя за Церковь, чтобы затем освятить её Себе посредством слова Своего. Но
Христос предал так же Себя за весь мир,
чтобы примириться с людьми, не вменяя людям их преступлений. Жертва Христа за
всех людей сначала покрывает грехи людей до времени. Но это не очищает нас от
греховной жизни. Слово Божье, то есть, живой Христос очищает нас от порочности,
от греховной наклонности, от греховной жизни. Давайте прочитаем ещё раз:
... Ибо если, будучи врагами, мы
примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся
жизнью Его. (Рим.5:10).
Вы заметили, что примирение и спасение это два этапа?
Проблемы же начинаются тогда, когда примирение, которое невозможно без искупления,
почитают за спасение. Итак, Искупление всеобще, но спасение не всеобще.
Искупление не ограниченное, но спасение ограниченное.
Итак, Христос умер за всех людей, то есть, Христос взял
грехи мира на Себя и гнев Отца излился на Сына. Следовательно, Бог не гневается
на людей, ибо не вменяет людям их преступлений. Но при таком толковании
возникает вопрос:
А как же написано,
что гнев Божий пребывает на людях, пока они не уверуют в Иисуса Христа?
... Верующий в Сына имеет жизнь
вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.
(Иоан.3:36).
Итак, если Бог во Христе примирил с Собою мир и не вменяет
людям преступлений их, то почему написано, что гнев Божий пребывает на
неверующих людях? Может ли гнев быть одновременно с примирением? Может ли гнев быть
одновременно с любовью, ибо написано:
... Ибо так возлюбил Бог мир, что
отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел
жизнь вечную. (Иоан.3:16).
Вот несколько толкований этого парадокса.
Первое толкование
нам уже знакомо: Бог не умирал за всех,
но умер только за избранных, а значит, Бог примирился не со всем миром, а
только с теми, кто во Христе, а на всех остальных пребывает гнев Божий. То
есть, во втором послании Коринфянам
5:19 речь идёт не о примирении Бога с
людьми, но о примирении некоторых людей с Богом. Давайте прочитаем ещё раз:
...потому что Бог во Христе
примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово
примирения. (2Кор.5:19).
Присмотритесь, о чём примирении идёт здесь
речь, о Божьем, или о человеческом? Кто с кем примирился в этом отрывке? Бог с
людьми, или люди с Богом?
Примирение это обращение от гнева к миру. Все люди враги по
отношению к Богу. И вот, Господь, по Своей благодати и милости, крестит
избранных людей во Христа, в Котором люди умирают для греха и воскресают новыми
людьми. Перед этим люди были врагами Богу, но во Христе становятся друзьями
Богу. И таким образом во Христе Бог примиряет с Собой мир. То есть, не Себя Бог примирил с людьми, но примирил людей с Собой. А
все, кто не во Христе, так и остались врагами к Богу, и Бог не примирился с
ними и гнев Его пребывает на таких людях. И тогда всё как бы сходится, и мы
можем, как бы объяснить, этот парадокс, как Бог одновременно и гневается на
людей и одновременно примирён. То есть, Бог гневается на одну часть мира, и не гневается на другую часть мира.
Думаю, вы и сами заметили в этом толковании проблему. Ибо, если
Бог примирился только с частью людей, с теми, кто во Христе, то из этого
следует, что Христос не умирал за всех, а только за тех, кто будут крещены в
Него. Мы же прочитали достаточно отрывков, что Христос умер за грехи всех
людей. Так гласит Евангелие, что Христос умер за грехи наши, и это Евангелие
нужно возвещать всем людям. Вот почему, второе толкование тупиковое.
Второе толкование: Бог
Отец отдал весь суд Сыну, и поэтому, Отец не судит уже никого, а значит, и не
гневается. Написано:
... Ибо Отец и не судит никого,
но весь суд отдал Сыну, (Иоан.5:22).
Суд всегда производит гнев. Нет суда, значит, нет и гнева.
Отец отдал суд Сыну. И теперь не Отец гневается, но Сын.
... и говорят горам и камням:
падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;
(Откр.6:16).
Итак, как возможно одновременно любить и гневаться? Это
дилемма решается только в Божьей Троице. Если бы Бог был одной личностью, тогда
это было бы невозможно. Но придёт время, когда Сын придёт на землю и принесёт
только гнев Божий.
Но есть и в этом толковании что-то не приносящее покой. Отец
и Сын как бы разделены, и живут разной жизнью. Поэтому, давайте рассмотрим
третье толкование.
Третье толкование:
Бог может грехи уничтожить, но Он так же
может покрыть грехи любовью. В первом
случае греха больше нет, во втором случае, грех есть, но он покрыт. Когда
не греха, нет и гнева. Но если есть грех, пусть даже и покрытый грех, значит,
есть и гнев, который так же скрыт до времени. И поэтому, написано, что гнев Божий
всё ещё пребывает на неверующих людях. Можно сказать, что Сын покрыл людей Собой.
Сын есть выражение любви Божьей. Гнев Божий пребывает на людях, но до времени
не достигает человека, потому, что Сын, то есть, любовь Божью сдерживает этот гнев.
Таким образом, Бог во Христе не вменяет людям их преступлений. Но это не
навсегда, а до времени. И поэтому мы просим, чтобы люди со своей стороны
примирились с Богом. Ибо если они не примирятся, то гнев Божий возгорится
вскоре:
... Почтите Сына, чтобы Он не
прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится
вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:12).
Нам нужно поверить во Христа не только как во временное
примирение Бога с нами, но поверить, что Бог во Христе примиряет нас с Собою.
Нам нужно попросить о прощении грехов.
... Петр же сказал им: покайтесь,
и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и
получите дар Святаго Духа. (Деян.2:38).
Если бы Бог уже простил весь мир, то нечего было бы вменять
людям. Но Бог не простил, а покрыл грехи, как написано:
... (любовь) все
покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:7).
Если бы не было грехов, то и нечего было бы покрывать. Если
бы не было грехов, то и нечего было бы прощать. А то значит, что грехи ещё
остаются на людях, хотя Христос и умер за грехи людей. Представим себе стол,
который нечистый. Вы по каким-то причинам не помыли стол. Но пришли гости, и вы
покрываете стол чистой скатертью. Если бы стол был чистым, то не было бы нужды
покрывать его скатертью. Так и здесь, написано, что любовь всё покрывает. Но
нам нужно поверить в прощение грехов. В для этого нужно покаяться. Вот почему
мы призываем людей к покаянию и вере в Иисуса Христа.
... Если исповедуем грехи наши,
то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой
неправды. (1Иоан.1:9).
Но самое главное,
только во Христе мы примиряемся с Богом. Вне Христа мы так и останемся врагами
к Богу. Вне Христа мы всегда будем враждовать с Богом. Только во Христе мир.
... Ибо Он есть мир наш,
соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, (Еф.2:14).
Здесь речь идёт о примирении людей, как друг с другом, так и
с Богом. Но откуда в человеческом сердце берётся мир, то есть, мирное отношение
к другим. Этот мир Христос. Не я сам по себе мир, но Он есть мир наш.
Что интересно, учение
об ограниченном искуплении почему-то называют третьим пунктом Кальвинизма, хотя
Кальвин не учил об ограниченном искуплении, но исповедовал всеобщее искупление.
И когда учение об ограниченном искуплении называют третьим пунктом Кальвинизма,
это неверно. Почему так происходит? Это или по причине неведения и нежелания
исследовать, или по причине наглой лжи, которая исходит от диавола. Конечно же,
он хочет опорочить тех, кто закладывал основы реформаторского учения. Для
многих Кальвин сегодня как красная тряпка для быка. Люди только услышат слово
кальвинизм, сразу начинают гневаться, не разобравшись, кальвинизм ли это на
самом деле, или это кто-то пристроился и пытается под этим именем протолкнуть
всякие лжеучения. Так произошло и в этом случае. Кальвин не учил об
ограниченном искуплении. Но люди называют это третьим пунктом Кальвинизма.
Когда Адам и Ева
согрешили, то Бог одел их в одежды кожаные. Это было первое жертвоприношение,
которое стало начатком всех последующих жертвоприношений совершаемых
праведниками. Все люди были в чреслах первых людей. И в лице Адама и Евы, Бог одел в одежды кожаные
всех людей. И Каин, и Авель были в чреслах Адама и Евы, когда Бог уже принёс за
них жертву. Но Авель принял эту жертву верой, и продублировал её, принеся в
жертву агнца. А Каин отверг эту жертву, когда принёс в жертву плоды земли.
Когда Авраам приносил
жертвы, то он тоже повторял ту первую жертву. И когда Исаак и Иаков приносили
жертвы, они только дублировали ту первую жертву совершённую Богом в раю. И
когда Иов приносил жертву, то он исповедовал: ...а я знаю, искупитель мой жив.
И когда Бог повелел Моисею, а затем и первосвященнику
приносить ежегодно жертву за грех всего Израиля, то это было так же проповедью,
что Христос умер за всех Израильтян. Все ли Израильтяне спаслись? Не все. Но
жертву каждый год приносили за всех.
Бог обращается много
раз к Израилю, называя Себя Искупителем:
... Так говорит Господь,
Искупитель твой, Святый Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя
полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. (Ис.48:17).
Все ли в Израиле были спасённые? Все ли вошли в Царство
Божье? Нет. Но Господь называет Себя их Искупителем. То же самое относится и к
самому первому жертвоприношению. И когда Бог убил животное за грех Адама и Евы,
и одел их в одежды кожаные, то тем показал, что Он искупил не только их, но и весь
род людской. Заметьте, Бог не проделал то же самое с другими детьми Адама и Евы.
Почему? Потому, что первое искупление было всеобще.
Если Бог искупил
всех, то за что Он будет судить тех, кто не уверуют? За что они отправятся
в Ад? Написано:
...Верующий в Него не судится, а
неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. 19
Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму,
нежели свет, потому что дела их были злы; (Иоан.3:18-19).
... 10 и со всяким неправедным
обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.
(2Фесс.2:10).
Какая практическая
польза от этой проповеди:
Эта истина освобождает нас от сомнений: ...а умер ли Христос
за меня? Простил ли Он меня? Люди иногда просят прощения и не понимают, простил
ли их Христос.
Эта истина освобождает нас от греха гордыни и превозношения
над другими грешниками.
----------------------------------------------------
Для чего родился
Христос.
Давайте повторим. Чем искупление отличается от спасения?
Искупление - это
когда Христос взял на Себя нашу вину за наши грехи, и умер на кресте, понеся
наказание всего мира. Спасение - это
избавление человека от греховности сердца. Крайние реформаторы смешивают эти
понятия и говорят как об одном. Они думают, что если Бог искупил человека,
значит, Он уже не может вину за грех вернуть обратно. Но на чём основана эта
логика? Они судят субъективно. Они думают, что если что-то уничтожить, то это
уже нельзя вернуть. Но в том то и дело, что при искуплении снимается вина, но
не уничтожается сама причина греха – порочность сердца. При искуплении не
уничтожается сам грех, но снимается вина за грех.
Если человек
отвергает искупившего его Господа, то сам на себя навлекает обвинение. Это
подобно тому, как если бы кто-то заплатил долг за другого человека. Но тот из
гордости отказался от такого «унижения» и пошёл в долговую тюрьму.
Возможно, крайние реформаторы решили, что если мы примем
учение о том, что прощённый долг может быть возвращён обратно человеку, тогда
это приведён к учению о потере спасения. Но наша уверенность, что никто из
спасённых не погибнет, основывается не на том, что долг невозможно вернуть, а
на том, что Христос живёт Святым Духом в спасённом сердце человека. Не прощение
грехов, а живой Христос, живущий в человеке, вот что является вечной жизнью.
... тайну, сокрытую от веков и
родов, ныне же открытую святым Его, 27 Которым благоволил Бог показать, какое
богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование
славы, 28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости,
чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; 29 для чего я
и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.
(Кол.1:26-29).
Есть разница, между тем, чтобы заплатить долг за человека, и
тем, чтобы соединиться с человеком в одно целое. Представим себе ещё раз
ситуацию с судом. Вот судья решил уплатить долг за вора-преступника, который
украл из казны миллион. Изменило ли это сердце преступника. Ну, может немного и
растрогало. Может он даже пустил слезу умиления. Но этого недостаточно. Что же нужно,
чтобы изменилось сердце человека? Нужно ли его переделать заново? Но поможет ли
это? Нет. У Адама было совершенное сердце, но он согрешил. Чтобы изменить
сердце человека, нужно, чтобы Христос жил в сердце, нужно чтобы сердце Христа и
сердце человека были едины, и в этих сердцах была единая жизнь. Мы прочитали,
что примирились смертью Сына, но спасёмся жизнью Его.
Жертву нужно было не
только приносить и сжигать, жертву нужно было ещё и есть. Вспомните Пасху и
другие жертвы. О чём это говорит? О том, что жертвы за грех только
недостаточно, но нужно ещё соединиться с этой жертвой. Без этого мы не сможем
стать жертвенными, то есть, не сможем любить.
Мне в этом году пришлось резать козлят. Они радо
порождались. Обычно весной, а это родились осенью. Их не выгодно кормить
молоком всю зиму, ибо они выпивают молока больше, чем они стоят. И часть
пришлось порезать. О, скажу я вам, как это трудно делать, резать маленького
козлёнка, который бегает за твоими ногами. Но оказалось ещё труднее его есть. Я
молился когда резал их, и душа плакала. Но когда я ел, я буквально заставлял
себя это делать. Я конечно же не приносил жертвы, я просто понял, что должны
были уразуметь Израильтяне.
... Ибо если, будучи врагами, мы
примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся
жизнью Его. (Рим.5:10).
... Который предан за грехи наши и воскрес для
оправдания нашего. (Рим.4:25).
Но вернёмся к
искуплению. Ниже в общих чертах приведены эти пять принципов арминианства:
Давайте повторим, что
значит потенциальное искупление?
В третьем пункте арминианства, мы прочитали об искуплении,
что оно всеобщее, но потенциальное.
- Свободная воля
или способность человека. Этот принцип учит тому, что человек,
несмотря на то, что находится под воздействием греха, всё же способен
избирать духовное благо и развивать веру в Бога для принятия проповеди
Евангелия и таким образом приобрести спасение.
- Условный
выбор.
Этот принцип учит тому, что Бог простирает Свои руки только к тем людям,
которые — как Он знает об этом или предвидит — ответят на проповедь
Евангелия. Бог избрал тех, кто, как Он знал заранее, захотели обрести
спасение, имея свободную волю и находясь в природном падшем состоянии,
которое, согласно первому принципу арминианства, в любом случае не
является полным грехопадением.
- Универсальное
спасение или всеобщее искупление. Этот принцип учит тому, что Христос
умер, чтобы спасти всех людей — но только в потенциальном смысле. Смерть
Христа позволяет Богу прощать грешников, но лишь при условии наличия их
веры.
- Работа Святого
Духа по искуплению может быть ограничена волей человека. Этот принцип
учит тому, что Святой Дух, начиная работу, направленную на то, чтобы
привести человека ко Христу, может встретить сильное сопротивление, и Его
намерения окажутся тщетными. Он не сможет дать жизнь, если грешник не
захочет, чтобы ему дали эту жизнь.
- Отпадение от
благодати.
Это принцип учит тому, что грешник может, в конце концов, потерять
спасение. Это, конечно же, логический и само собой разумеющийся вывод из
данной системы. Если человек должен проявить инициативу для своего
спасения, он должен и сохранить ответственность за конечный результат.
То есть, искупление
не совершившееся для всех, достаточное для искупления всех. То есть, Христос
умер на кресте для искупления всех, но это искупление станет фактическим и
реальным в день, когда человек поверит. Я уже сказал выше, что и я так долгое
время верил, хотя уже много лет не являюсь арминианином. Более того, я прочитал
много толкователей на эту тему, и большинство из них так и говорят, что жертва
принесённая Христом была достаточная для искупления всех, но искупаются только
уверовавшие. То есть, большинство толкователей, даже если они реформаторы,
говорят то же самое, что и третий пункт арминианства, что искупление, совершённое
на кресте потенциальное.
Первые шесть лет своей христианской жизни я был
арминианином. То есть, я верил так, как изложено в пяти пунктах арминианства.
Но четырнадцать лет назад я уверовал в безусловную благодать Божью. Я поверил,
что человек крайне испорчен, и лукавый, то есть, лживый более всего. Я поверил в неотразимость Божьей
благодати. И я поверил в надёжность Божьего спасения и
стойкость святых. Но оказалось, в искупление я продолжал верить, как
арминианин, то есть, я не верил в искупление, как в уже совершившийся факт в
жизни всякого человека. И ещё целых 13 лет я верил, что искупление полностью
потенциально и ожидает всякого человека, пока он покается. О себе я, конечно же,
так же думал, что Господь меня искупил в день, когда я покаялся. Основанием для
такой моей веры было следующее место Писания:
... И не оскорбляйте Святаго Духа
Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф.4:30).
Разве это не подтверждает, что искупление потенциально, и
действенным оно становится в день покаяния, то есть, у каждого человека есть
свой день искупления? Но если присмотреться к предлогу «в», то этот предлог на
греческом языке имеет такие значение – в, на, к. И этот отрывок так же можно прочитать:
...Которым вы запечатлены на
день искупления. Когда мы обратимся к другим переводам Библии, то увидим, что
все они именно так и говорят, что мы запечатлены на день искупления. То есть,
этот день ещё только ожидаем нами.
Ну вот! Час от часу не легче! Теперь оказывается, что это
искупление ещё ни для кого не совершилось, но совершится в будущем. Но вот что замечательно. Оказывается, искупление
уже совершилось в прошлом, оно совершается сегодня в день покаяния, и оно
совершится в будущем. Написано:
... и не только [она], но и мы сами, имея начаток
Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
(Рим.8:23).
Вот в чём дело! Мы ожидаем искупление наших тел. Но у
верующих есть начаток духа. То есть, в христианине есть начало – искупленный и усыновлённый
дух, но христианин ожидает усыновление и искупление тела.
А как же неверующий человек? Что в нём искуплено? Ведь дух
неверующего человека мёртв, то есть, ещё не искуплен. Тело так же пока ещё не
искуплено. Что же искуплено в неверующем человеке? Душа, вот что искуплено. Написано:
... Ибо вот, все души - Мои: как
душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет. (Иез.18:4).
Мы знаем, что всякий
человек духовно мёртв. Но о душе
сказано, что она умрёт. Это значит, что душа человека не мертва. Дух
всякого неверующего человека мёртв, но душа не мертва. Почему? Потому, что
искуплена. Или вы думаете, почему живёт человек? Просто так? Нет, не просто
так, но только потому, что душа его искуплена. За каждую минуту земной жизни
всякого человека Христос пролил Свою кровь. Но душа человека оставлена живой
для того, чтобы дать ему шанс покаяться, чтобы он уверовал и был полностью
искуплен и спасён. Итак, у христиан дух уже искуплен, а телом мы ожидаем
искупления, как мы и прочитали. Когда искуплен дух христианина? В день покаяния,
как мы и прочитали.
А теперь нам нужно
решить ещё один сложный вопрос. Если
душа человека искуплена, то почему он всё же умирает и попадает в ад.
Неужели искупление обратимо и человеку может быть снова вменена вина? Да, если
человек отвергает жертву Христа, то есть, не верит в Христа, тогда его долг,
уже прощённый ему, возвращается ему обратно. Написано:
... Тогда государь его призывает
его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил
меня; 33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал
тебя? 34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст
ему всего долга. 35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит
каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его. (Матф.18:32-35).
Возможно, кто-то возразит, что это притча, и нельзя строить
на притче доктрину. Но я не соглашусь. Всё это слово Божье. Да это притча, но
она дана чтобы показать нам путь спасения. И мы видим, что если человек, будучи
прощённым, сам при этом не прощает, то он снова попадает под гнев и ему
возвращается весь долг. То есть,
искупление может быть обратимым, если человек немилостив к другим, если
превозносится и осуждает других людей.
Хорошо, мы поняли, что у всякого человека искуплена душа, но
ещё не искуплен дух и тело. У христиан искуплен так же дух, но ещё не искуплено
тело. Возникает вопрос: если искупление души может быть обратимо, то может ли
быть обратимым искупление духа человека? Может ли христианин, если не простит
другим их согрешений, снова умереть духовно и погибнуть? Если не простит, то
конечно так бы и совершилось. Но, слава Богу, если дух человека искуплен,
значит в нём живёт Святой Дух, и такой человек обязательно подчиниться воле
Божьей, и простит другим согрешения их. Стойкость святых основана не на том,
что искупление необратимо, а на том, что Бог спасает людей от грехов. Мы
стойкие только потому, что Христос живёт в нас Святым Духом. Мы стойкие не
потому, что за нас заплатил Христос, а потому, что спасаемся жизнью Христа.
... Ибо Христос, когда еще мы
были немощны, в определенное время умер за нечестивых. 7 Ибо едва ли кто умрет
за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. 8 Но
Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были
еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся
Им от гнева. 10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына
Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. (Рим.5:6-10).
Итак, искупление, прощение и примирение это ещё не спасение.
Примирение совершается смертью сына, а спасение совершается жизнью Сына. Искупление
является благодатью, и спасение так же является благодатью. Почему и написано:
... И от полноты Его все мы
приняли и благодать на благодать, (Иоан.1:16).
Примирение совершается через смерть Христа. Но спасение
совершается через жизнь Христа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий