Поиск по этому блогу

суббота, 23 сентября 2023 г.

Гневаясь не согрешайте

 Гневаясь не согрешайте.

На тему гнева редко проповедуют в Церквях. Конечно же, о гневе упоминают с кафедры, но редко посвящают этой теме всю проповедь. И это при том, что гнев - одна самых распространённых проблем христиан. Думаю, в этом области у нас недоработка.

Мне случилось беседовать на эту тему в интернете, где я заметил, что большинство христиан считают гнев грехом. Только трое из тридцати присутствующих считали, что гнев может быть и праведным. Итак, нормально ли гневаться, или это грех? Гневался ли Иисус, или апостолы? Дело в том, что в Библии есть стихи, которые говорят, что гневаться грешно. Но есть и такие стихи, которые не осуждают гнев, но предупреждают, чтобы мы не спешили гневаться, но прежде рассудили, есть ли законные причины для гнева. Как же  нам относиться к гневу? Рассмотрим эти отрывки: 

...  Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; (Пс.4:5).

… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. (Еф.4:26,27).

… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:19-21).

 Все три места Писания говорят практически об одном и том же:

1. Возникновение гнева это нормально, то есть, гнев, это не грех. Но, гневаясь нельзя грешить. То есть, гневаясь, нельзя ругаться, унижать, причинять насилие, и другие грехи.

2. В гневе нельзя пребывать, даже если гнев праведный. Нам дается несколько часов, чтобы помолившись, дать правильную оценку случившемуся и сделать соответствующие выводы. Но главное, нам нужно отдать свой гнев Богу и утишиться в Нём. Крайний срок - до вечера. Ибо то, что не было грехом ещё час назад, вечером уже будет грехом.

3. Если мы не передадим свой гнев Богу, чтобы Он Сам решил, что делать со злодеем, мы тем самым даём место диаволу.

 

А ещё Библия учит, что, хотя гневаться и не грех, но нужно не спешить с гневом. То есть, если мы будем поспешны в гневе, мы тоже будем грешить. Написано:

 

... Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20).

... Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11).

 

Итак, чтобы гневаясь, мы не согрешали, нам нужно, во-первых, гневаться справедливо, то есть, по слову Божьему, а во-вторых, нам нужно не спешить с гневом, но нужно время и молитва для правильной оценки случившегося. Об этом и будет эта проповедь. В дополнение к сказанному, нужно ответить на вопрос: кто в Библии гневается больше всего? Бог. Это так же подтверждает, что сам по себе гнев не греховен, а всё зависит от состояния сердца того, кто гневается и по каким причинам.

 

Итак, некоторые говорят, что гневаться вообще нельзя, ибо это грех. Но почему написано: …будь медлен на гнев? То есть, не спеши, чтобы твой гнев не был несправедливым, но сначала рассуди по слову Божьему, помолись, и только потом, если есть законные причины, гневайся. Если гневаться грех, то зачем написано, …солнце да не зайдёт во гневе вашем? То есть, до захода солнца мой гнев не греховен, но после захода солнца тот же гнев будет для меня грехом. Мы же нигде не читаем в Библии: …будь медлен на прелюбодеяние, или, …будь медлен на воровство. Мы не читаем в Библии: …солнце да не зайдёт в богохульстве вашем. Если согрешил, то не нужно ждать до захода солнца, но нужно оставлять грех как можно быстрее. Грех нужно отвергать сразу.

 

Но как нам быть с другими местами Писания, которые говорят, что гневаться грех? 

 

… ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:20).

… Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; (Еф.4:31).

… Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, ...не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, (2Кор.12:20).

... идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, (Гал.5:20).

 

Неверующие люди сказали бы, что это ещё одно противоречие в Библии. Но противоречия возникают в разуме тех людей, которые не хотят жить по воле Божьей, а так же у тех, кто вырывает отрывки из контекста. Библия толкует сама себя, поэтому ответ нужно искать в ней и только в ней. И мы прочитали, что гнев человека не творит правды Божией. Вот о каком гневе идёт речь в тех стихах, где гнев осуждается - о гневе человеческом.

 

1. Что такое гнев человека.

Гнев человека это гнев не ради Бога, но ради себя. Рассмотрим две разновидности гнева человека.

 

1. Во-первых, это гнев не потому, что грешат против Бога, нарушая Его заповедь, но потому, что нарушают мою заповедь, которую придумал я, или другие люди, но она мне очень понравилась. Написано:

 

… И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. (Ис.28:13).

… А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; ... (Матф.5:22).

 

Чтобы вы сказали, если бы в церкви гневались на брата, который надел зелёное пальто? Конечно же, такой гнев был бы напрасен, а значит, неправеден, ибо основан не на слове Божьем. Редко можно встретить таких христиан-фарисеев, которые осудят за цвет одежды. Но я специально привёл этот пример глупого гнева, чтобы на его фоне показать, что другие случаи проявления гнева, которые мы рассмотрим, ничем не праведнее и исходят из того же источника – человеческие домыслы. Чтобы вы сказали, если бы в церкви гневались на проповедника, за то, что он вышел за кафедру в рубашке, у которой верхняя пуговица расстёгнута? Или, если проповедник стал за кафедру без галстука? Или, наоборот, в галстуке? Или без пиджака? Или в рубашке с коротким рукавом? А что бы вы сказали, если бы гневались на проповедника за то, что он выше за кафедру не с бумажной Библией, но с электронной, на планшете, или на ноутбуке? Думаю, здравомыслящие христиане скажут, что это примеры напрасного гнева человеческого, который не творит правды Божьей. Вы улыбаетесь? А ведь это реальные факты из жизни!  Думаю, эти «законодатели», ничем не лучше тех, которые осудили бы за зелёный цвет пальто.

Давайте рассмотрим ещё несколько реальных примеров из жизни. Есть христиане, которые говорят, что играть в настольный теннис грех. Иногда они дают небольшое послабление, говоря, что сама по себе игра в теннис не грех, но только не на территории дома молитвы, в котором можно только молиться и проповедовать. А ещё есть «судьи» осуждающие проведение детских христианских лагерей, потому, что там тоже много игр. А игры это мирское занятие. Христиане же, в их понимании, должны только молиться, читать Библию и благовествовать, и никаких развлечений. Есть такие «святые» христиане, которые осудили актёрское ремесло, заявив, что играть роль в кино, или театре, или в детской сценке в воскресной школе, это лицемерие, а значит, грех. Другие, им подобные, говорят, что ударные инструменты в музыке греховны. А ещё есть такие, кто запрещают  женщине стричь волосы, носить украшения, подкрашивать глаза и губы. И таких примеров можно приводить бесконечное множество, ибо у фантазии человека нет предела.

 

Мы, люди, по своей падшей плотской природе постоянно претендуем на престол Божий. Отсюда и наше стремление быть законодателями и судьями. И обычно мы придумываем такую заповедь, которую нам удобно исполнять. Зачем нам это нужно? Во-первых, чтобы успокоить свою совесть. Живя в грехе, совесть нас осуждает, и мы ищем, чем бы заслужить благоволение Божье. Настоящие  заповеди исполнять трудно и не хочется. Вот и придумываем побольше таких заповедей, какие нам нравятся и нам удобны. Например, пожилые христианки, которым уже как бы незачем следить за внешностью, осуждают тех, кто немного моложе их за то, что подкрашивают волосы, чтобы скрыть седину. Я иногда наблюдаю, с каким упоением и гордостью эти самоправедные христианки гневно осуждают тех, кто скрывают свою седину. Во-вторых, мы придумываем свои заповеди, чтобы сделать из них медали, которые мы сами вешаем себе на грудь, и это дают нам повод превозноситься над другими и уничижать их.

Недавно у нас были проблемы в Церкви по поводу разводов и повторных браков. Дело в том, что некоторые христиане, которых бросили их неверные супруги, через несколько лет одинокой жизни, решились на повторный брак. Но некоторые христиане, у которых семейная жизнь сложилась нормально, открыто уничижали их за это, называя блудниками и прелюбодеями. Попутно они обвинили пастора церкви и служителей, что позволили этому произойти и не отлучили от церкви виновных. Нужно добавить, что подобные проблемы ужи исходили от этих спорщиков и раньше - по поводу теннисного стола, детских христианских лагерей, стрижки волос и музыкального служения в церкви. В общем, они постоянно что-то критиковали и были недовольны. В конце концов, когда их точку зрения не поддержали, они оставили церковь и через несколько месяцев были отлучены. Вот к чему приводит гнев человеческий, который никогда не творит правды Божией. Человек в своём гневе не видит, что сам делает явный грех, хотя при этом осуждает других за то, что по сути не грех.

Итак, мы рассмотрели первый пример гнева человеческого, когда мы гневаемся не ради Бога, а ради себя. Дальше мы рассмотрим второй пример.

 

2. Гнев не ради Бога, а ради себя, это когда меня возмущает не то, что грешат против Бога, а то, что задели мою гордость.  Этот гнев более коварный, ибо его труднее диагностировать, потому, что здесь действительно может быть грех против Бога. Но нас гневит не это, а то, что задели нашу гордость. Такой гнев очень опасен, ибо нам кажется что мы гневаемся ради Бога. Нам всегда нужно проверять себя,  гневаюсь ли я потому, что жена нарушает волю Божью и не подчиняется мне как мужу, или я гневаюсь от того, что задета моя гордость? Гневаюсь ли я на детей, потому, что они не подчиняются мне как отцу, или задета моя гордыня?  Вот здесь и кроется наибольшая опасность, ибо мой ветхий человек может, как паразит пристроиться к Божьей заповеди, чтобы питать свою надменность.

 

По каким признакам можно определить гнев человеческий.

Нам нужно научиться определять, каким гневом я воспламеняюсь. Праведный ли это гнев, или ложный?

 

1. Гнев человеческий поспешный.

                  

… Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. (Иак.1:19,20).

… Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам. (Прит.19:11).

 

Ясно показано, что гнев человека поспешен. Если я сразу начинаю отвечать с накалом в голосе, или кричу, или нападаю в ответ,  значит, я гневаюсь по человечески. Правильный путь это – молитвенное размышление, чтобы с Божьей помощью исследовать состояние своего сердца. Даже если мы видим, что человек согрешает явно, здесь может спрятаться наша гордость. Поэтому, желательно посоветоваться ещё и с другими духовными христианами. Написано:

 

... От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость. (Прит.13:10).

 

2. Гнев человеческий с примесью других грехов.

 

... Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; (Еф.4:26).

... Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. (Еф.4:29-32).

 

Если мы, гневаясь, не кричим, не бросаемся гнилыми словами, не раздражаемся, но добры и сострадательны, то наш гнев праведен. Так гневается в христианине живущий в нём Святой Дух. Но если мы раздражены, кричим, или, наоборот, тихо произносим гнилые слова, значит, мы гневаемся по человечески.

 

Здесь нужно сказать, что гнев человека, это не всегда громкий голос и выпученные глаза. Есть люди, которые мягки в речах, но злые в сердце. Они подобны Аману, который внешне был спокоен, но внутри он был исполнен гнева:

 

… И когда увидел Аман, что Мардохей не кланяется и не падает ниц пред ним, то исполнился гнева Аман. И показалось ему ничтожным наложить руку на одного Мардохея; но так как сказали ему, из какого народа Мардохей, то задумал Аман истребить всех Иудеев, которые [были] во всем царстве Артаксеркса, [как] народ Мардохеев. (Есф.3:5,6).

… И сказал Аман царю Артаксерксу: есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от [законов] всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует [так] оставлять их. Если царю благоугодно, то пусть будет предписано истребить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в казну царскую. (Есф.3:8,9)

 

Один талант - около 40 кг. Десять тысяч талантов это почти 400 тонн серебра. Один железнодорожный вагон вмещает 75 тонн груза. Это целый поезд из 5 вагонов. Даже представить себе трудно, какое это богатство. А ещё мне интересно, где Аман хранил это серебро. Тем более, что он не последнее хотел отдать. Так был богат этот человек! Казалось бы, живи и радуйся. Но нет же, один человек не захотел пасть ниц перед ним и он тут же исполнился гнева. И гнев его был так велик, что готов был погубить не только Мардохея, но и весь его народ. И для этого ему не жалко было отдать такое количество серебра. Но он при этом не кричал, не краснел лицом, у него не дрожали руки и не колебался разум. Наоборот, он все трезво рассчитал.

 

Когда нас обличают, а мы, внешне, как бы спокойны, но в словах наших есть превозношение, грязные намёки или встречные обвинения, то бессмысленно играть роль миролюбца. Бог сердцеведец, его не обманешь. И если мы гневаемся напрасно, мы не избежим кары Господней. Нельзя забывать, что по плоти мы склонны сразу же, не подумав, разгневаться, а потом уже рассуждать. Нужно всегда бодрствовать и не думать, что у меня этого нет. Но! Даже, если наш гнев праведен, нам нельзя пребывать в гневе больше нескольких часов. Нам даётся время до вечерней молитвы, чтобы мы, поразмыслив, отдали Богу свой гнев. А иначе это уже будет для нас грехом.

 

3. Третий признак гнева человеческого – он долго не утихает.

 

Если мы не можем избавиться от гнева даже после молитвы, это один из показателей, что мы гневаемся гневом человеческим. Если бы мы гневались праведным гневом, то придя к Богу, мы бы утишились в Нём. Здесь логика простая, если в нас действительно горит гнев Божий, то после молитвы, Бог должен забрать Свой гнев из нашего сердца. А иначе, получилось бы, что Господь, живущий в нашем сердце, не исполняет то, что Сам же и заповедал. Но такого не может быть никогда. Поэтому, если мы продолжаем гневаться, на брата ли, на сестру, или даже на неверующего человека, значит, мы гневаемся по человечески, и этот гнев напрасный, несправедливый, и не творит правды Божьей. А это значит, что все наши последующие действия будут греховные. Вспомните пример с бунтовщиками в нашей церкви. Когда их точку зрения не поддержали, они оставили церковь. Разве можно назвать эти действия праведными?

Не забывайте, что если мы гневаемся по человечески, мы уже дали место диаволу. А он с миром не приходит, но приходит для того, чтобы украсть, убить и погубить. И наконец, если мы гневаемся напрасно, значит, мы подлежим суду и будем наказаны, если не покаемся.

 

… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:19-21).

 

Обратите особое внимание на последнее предложение.

 

 А может быть лучше вообще не гневаться?

Может быть, нужно просить у Бога этого, чтобы мы не гневались вообще? Если мы вообще не будем гневаться, то это значило бы, что:

1. Наш разум повреждён, и мы не можем адекватно оценивать ситуацию.

2. Мы стали безнравственными, и нам безразлично, делают грех, что не делают.

То есть, мы, или опустились до уровня растения, или мы безнравственны, и остаёмся безразличными к тому, что кого-то обижают, что хулят Господа и Его церковь, то такое безразличие так же является грехом. Написано:

 

… ибо закон производит гнев,  (Рим.4:15).

 

Цель закона – производить гнев. Причём, производить гнев не только в Боге, но и в человеке. Если мы любим закон Божий и любим Бога, то нарушение закона должно производить в нас гнев. А если не так, то мы далеки от заповедей Божьих и нам безразлично, что грешат против Бога. Гнев это небезразличное отношение к злу. Да, есть люди, которые могут скрывать свои чувства, и их уста не извергают гневных речей, и слова их слаще мёда, но не гневаться на зло ненормально. Аман гневался на Евреев и на Мардохея без крика и без раздражения. Его гнев был тихим, но не менее греховным. Мы созданы по подобию Божию, и гнев, это реакция на зло, и это часть нашего дизайна. Поэтому скажу прямо, не гневаться на зло, это или болезнь, или грех.

Гнев это нормальная реакция на зло, конечно, если это действительно зло. Ибо очень часто мы гневаемся на то, что зло только в наших глазах, ибо мы по своей падшей плотской природе постоянно претендуем на престол Божий. Отсюда и наше стремление быть законодателями и судьями. И, конечно же, мы склонны придумывать различные заповеди. А когда кто-то нарушает нашу заповедь, мы гневаемся. Такой гнев будет ложный. Но в любом случае, правильный наш гнев, или нет, нужно приносить его к Богу. Это будет наилучшим решением. Пусть Бог решает, что делать, а нам пусть покажет, если мы не правы. Главное, чтобы мы искали того, чтобы святилось имя Божье. И тогда проблема решается.

 

Обычно, когда начинается беседа на эту тему, то часть христиан противятся этому учению. Сначала противятся сдержанно, но когда доводов против их точки зрения становится больше, то начинают, распаляться и гневаться. Обратите внимание, все люди, которые заявляют, что гневаться всегда грешно, сами при этом гневаются. Когда же у них спрашиваешь, почему же они не живут так как учат, они  отвечают, что хотя у них и не получается, они всегда должны к этому стремиться. Слушая такие ответы, вспоминается место Писания:

 

... имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. ... всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. (2Тим.3:5-7).

 

В одной из бесед они спросили: …покажите в Библии, где Иисус гневался, или апостолы. Мы им показали. Как вы думаете, это возымело какое-то действие? Нет. Они тут же ушли от темы, сказав, что Иисусу можно гневаться, Он же Бог, а нам нельзя. Но разве Иисус не родился специально в теле человеческом и с душой человека, чтобы исполнить весь закон именно как человек, а не как Бог? Разве Иисус не показывал нам пример, как мы должны поступать? Итак, вот эти отрывки, говорящие о гневе Иисуса:

 

 И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. Фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его. (Мар.3:1-6).

 

… Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. (Мар.10:13,14).

 

Трудно представить себе Иисуса, который с бичом из верёвок бьёт людей и скот в храме, опрокидывает столы меновщиков, и при этом не гневается. Давайте прочитаем об этом:

 

...Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. (Иоан.2:13-17).

... И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. (Матф.21:12,13).

... И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, (Лук.19:45)

 

Что значит: ... ревность по доме Твоём снедает Меня? Слово «снедает» устаревшее, и его значение - поедать, поглощать. Разве это не сказано о гневе Иисуса? Видя грех – Бог всегда гневается. Посчитайте в Библии сколько раз там сказано о гневе Божьем. Более 400 раз! А вот пример, как гневался апостол:

 

… Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. (Деян.16:16-18)

 

Кто в библии гневается больше всего? Бог. Если кто-то утверждает, что гнев это грех, тогда пусть объяснит это.

 

2. Как отдать гнев Богу.

 

1. Нужно попросить Господа, чтобы Он помог нам отдать Ему наш гнев. Важно хорошо понимать, что сами, без Его помощи мы этого не сделаем.

2. Нужно в молитве рассказать Богу, как я вижу ситуацию. Важно сформулировать свои претензии, сославшись на заповедь, которую нарушил наш обидчик. То есть, не говорить своими словами, и не намекать, а именно процитировать место Писания, где бы говорилось о грехе, которым согрешили против нас. Это поможет нам отсеять ложные обвинения.

3. Нужно прямо сказать: Господи, я отдаю Тебе свой гнев. А Ты уже Сам решай как быть дальше. Мне же помоги Господи не держать гнева, но делать добро человеку обидевшему меня.

4. Думаю, нужно выучить те мета Писания, которые говорят об этом, и как только подступает искушение, проповедовать самому себе:

 

… Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром. (Рим.12:19-21).

 

… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. (Еф.4:26,27).

 

Важно помнить, что когда мы гневаемся дольше, чем нам разрешено, и не передаём Богу право Самому решать, как Ему поступать с обидчиком, мы тем самым, даём место в своем сердце не Богу, а диаволу. То есть, мы в этом случае побеждены злом.

5. После молитвы, в которой мы сказали, что отдаём свой гнев Богу, нужно больше об этом не думать. Все мы знаем, как после стычки, мы снова вспоминаем прошедшее, снова и снова переживая гнев. Как мы снова и снова обдумываем, как бы нам нужно было ответить, как бы нужно было себя вести. А ещё мы склонны фантазировать, представляя, как мы, при новой встрече, обличаем нашего обидчика, и блестяще одерживаем над ним победу в словесной перепалке. А сколько мы фантазируем, представляя, как Бог наказывает нашего обидчика. Но всё это говорит, что мы фактически продолжаем гневаться. Перестать гневаться, это не вспоминать и перестать обдумывать планы, как бы я себя повёл, что бы сказал, и как бы его наказал Бог. Наоборот, нужно молиться об обижающих, чтобы Господь благословил их:

 

… А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Матф.5:44-47).

 

Любовь превыше всего, она может сдерживать проявление гнева.

 

…Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:4-7)

 

Ситуации, где проявляется гнев, это возможность прославить Бога и научиться любить, не смотря на то, что есть справедливые причины для гнева.

 

Не расслабляйтесь.

Хочу предупредить, эта проповедь может обрадовать нашу плоть. Особенно это касается тех христиан, у которых большая проблема с гневом, и совесть постоянно осуждает вас. И вот теперь, услышав эту проповедь, нам может показаться, что наконец-то наш гнев оправдан, и можно не осуждать себя за те вспышки гнева, когда мы изливали его на жен, детей и христиан в Церкви. Но если вы пришли к такому выводу, значит, вы невнимательно слушали, и брали только то, что вам удобно. Здесь не дано послабление для гневливых людей. Наоборот, моя цель показать, что Библия осуждает гнев человеческий. Поспешный гнев греховен и Бог за него накажет.

Позвольте мне описать возможный вариант событий, и как нам нужно практически поступать. Вот произошёл конфликт, и нас оскорбили. Наша первая реакция - тут же хочется разгневаться, потому, что против нас грешат. Но разве позволяет Бог поспешно гневаться, если нас оскорбляться несправедливо? Нет. Нам повелевается – не будь поспешен на гнев, даже если есть законные причины. То есть, в любом случае нам нужно молитвенное размышление, прежде чем делать какие-то выводы. Когда же это сделать? Только после инцидента. У нас нет права гневаться во время конфликта. Дело в том, что во время конфликта нам всегда будет казаться, что мы полностью правы, а наш обидчик полностью неправ. Нам обязательно нужно исследовать самих себя, нет ли нашей вины. Во время конфликта это сделать очень трудно. Только очень опытные духовные христиане научились это делать. Но и они, не будут поспешны на гнев, почему они и духовные. Если же вы думаете, что вы как раз из их числа и можете сразу дать правильную оценку происходящему, то это значит, что вы уж точно не духовные. А значит, вам уж точно нужно держать уста на замке. 

Далее, после молитвенного размышления, нам нужно посоветоваться, желательно с духовными христианами. Здесь возникает вопрос: ...кто такие духовные христиане. Ответ конечно же ищем в Библии:

 

... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. (Гал.5:22-26).

 

В этом отрывке говорится (заодно проверим себя), что духовный христианин:

1. Не ходит с тёмным недовольным лицом, но радуется жизни, благодаря за всё Бога.

2. Он мирный, кроткий, воздержанный. То есть, он не вспыльчивый, может «держать удар» и сдерживать свои чувства.

3. Он милосердный, готовый поделиться средствами и временем.

4. Духовный христианин распял плоть со страстями и похотями, а значит, он не тщеславится, не хвалится собой, но всегда осуждает своего ветхого человека. Он не превозносит человека, но хвалит Бога, и хвалится только Богом.

4. Он не раздражает других,  но наоборот старается утихомирить. Здесь нужно уточнить, что значит, не раздражает? Например, нас кто-то раздражает, но не столько своим поведением, но уже одним своим присутствием, и любое его слово нас задевает и раздражает. Наш ветхий, конечно же, осудит не самого себя, но другого, что это он нас раздражает.

Что значит раздражать? Кстати, подобную заповедь Господь дал родителям – не раздражайте детей ваших Еф.6:4, Кол.3:21. Слово раздражать которое переведено с греческого значит так же, провоцировать, вызывать гнев. Во-первых, не раздражать это не давать повода для справедливого гнева. То есть, не нужно грешить. Во-вторых, раздражать это - сарказм, насмешки, унижение, намёки. В-третьих, раздражать – это находить несущественные недостатки и придираться к мелочам. У нас у всех полно недостатков. Все мы с ними боремся. Но когда мы сами, имея полно недостатков, начинаем придираться к другим, постоянно находя и высмеивая недостатки, мы будем их раздражать. Причём это раздражение, то есть, гнев будет справедливым. Когда совершенный человек находит мои недостатки, я понимаю, что он хочет мне помочь. Он справился с подобными недостатками, и теперь имеет право трудиться над моими недостатками. И вероятнее всего, будем радоваться таким обличениям. Но когда такой же, как и я человек, имеющий свои недостатки, высмеивает мои недостатки, это вызывает гнев. Конечно же, речь не идёт о грехах. За грех нужно обличать. Но это должен быть грех, который ясно обличён в Библии. Но и даже здесь, увидев грех не всегда нужно спешить обличать. Написано:

 

... Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. (1Иоан.5:16,17).

 

Грех к смерти – это грехи, за которые царство Божье не наследуют и за которые нужно отлучать от церкви, если не каются. Об этих грехах Написано:

 

... Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. (Гал.5:19-21).

 

За все эти грехи нужно обличать и наказывать христиан. Ибо если мы этого не будем делать, мы будем виновны. Но мы склонны отцеживать комара, а верблюда поглощать, то есть, цепляться за что-то несущественное, и не видеть в самих себе греха. Как часто христиане устраивают распри, разногласия, ссоры, вражду, ненависть и бесчинство ради таких несущественных деталей, как стрижка волос, покрытие головы,  украшения, игры в теннис на территории дома молитвы, музыкальное поклонение, и другие подобные. Но все это не перечислено в делах плоти. Напротив, там осуждены разноглассия, распри, ссоры, вражда и бесчинства. Но мы отцеживаем комара, а верблюда поглощаем.

 

Да, эти детали тоже играют роль в нашем освящении. Но это не грехи, хотя и могут быть показателями греха более скрытного.

Если женщина не хочет покрывать голову в молитве, это указывает на её грех бесчинства. И если она и попадёт в ад, то не за то, что не покрывала голову, или коротко стриглась, а за то, что бесчинствовала, то есть, не покорялась мужу, но была главой в доме. А её непокрытая голова во время молитвы была видимым знаком непокорности.

Так же, если человек прилепился душой к украшениям, и ради них лишает детей нормального питания и одежды, то он попадёт в ад не потому, что носил украшения, а потому, что сделал из них идола, который грел ей душу. А кто-то может быть к украшениям равнодушен, но у него другой идол – одежда, вещи, дом, идеальный порядок в доме. На них вы редко увидите украшения, но и в церкви вы их будете видеть редко, ибо у них дома дел много – ремонт, стройка, огород, хозяйство. Всё это, может быть нашим идолом, если заменяет нам Бога.

Когда человек не может утешаться и радоваться в Боге, но бежит поскорее к своему идолу. Кто-то бежит к теннисному столу, чтобы утешиться в игре. Или ищет утешение в ритмичной музыке, чтобы развеселить себя, или настроить на работу. Такие люди, если попадут в ад, то не потому, что играли в теннис, и не потому, что слушал ритмичную музыку, а потому, что не любил Бога всем сердцем. Не умея утешаться и радоваться в Боге, мы ищем это в творении – в вещах,  в домах,  фильмах, в музыке, в творчестве и даже в служении. Но если человек и попадёт в ад, то не потому, что смотрели фильмы  а потому, что не любил Бога всем сердцем, но пытался найти замену Богу в фильмах, играх, развлечениях, детях, работе, доме (я не имею в виду откровенно греховные фильмы – порнографические, колдовские, похотливые). Но продолжим исследовать, кто такой духовный человек.

 

5. Он не завидует, когда другому в Церкви живётся лучше и богаче, чем ему. Интересно, как об этом же пишет Иаков:

 

... Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир. (Иак.3:13-18).

 

Что делать, если таких духовных вокруг нас нет? Думаю, что не всё так плохо. Возможно, мы слишком строги. Но даже если нет таких христиан, которые подходят по всем параметрам, нужно обратиться к тем, кто имеет больше плода духа, чем другие. Но в любом случае нужен совет. Но нужно быть осторожными с друзьями, ибо их совет может быть предвзятым. Они скорее всего осудят нашего обидчика так же, как и мы.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий