Поиск по этому блогу

пятница, 22 сентября 2023 г.

 Сокрушённое и смирённое сердце. 

... Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. (Пс.33:19).

... Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. (Пс.50:19) .

... Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис.66:2). 

... Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, (Лук.4:18),  (Ис.61:1).

 Здесь показано два важных этапа спасения – сокрушение и смирение, и они оба важны. Если человек не сокрушён и не смирён сердцем, он может пройти мимо, то есть, потерять спасение,  которое ему было подарено по благодати. Что же это значит быть сокрушённым и смирённым сердцем? Как проверить себя?

Я уже обратил внимание, что здесь усматривается два этапа, сначала сокрушение, а затем смирение. Думаю, этап сокрушения более быстрый, а этап смирения может продолжаться всю жизнь. Подобно, как покаяние и освящение. Покаяние это одномоментный этап в жизни христианине, а освящение продолжается всю жизнь, как написано: …праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. (Откр.22:11).   

 Размышляя над этой темой, вникая в себя и наблюдая за другими христианами, я пришёл к таким выводам:

1.       Не все христиане сокрушены.

2.       Многие христиане, не пройдя этап сокрушения, пытаются идти путём смирения. Но думаю, это невозможно. Прежде всего, нужно сокрушение.

3.       Многие, даже пройдя этап  сокрушения и вступив на путь смирения, надолго на нём останавливаются.  

 Прежде всего, хочу сказать, что все три пункта относятся и ко мне. Я тоже, став христианином, целых шесть лет не понимал, насколько я по плоти (сам по себе) негодный и злой. Я, конечно, покаялся и поверил в Господа Иисуса Христа. Я получил прощение грехов и дар Святого Духа. Я крестился в церковь. Но шесть лет после покаяния я всё ещё верил в самого себя. Не так сильно, как это было в моей неверующей жизни, но всё-таки, я продолжал верить в себя, на какую-то малую долю, как у нас любит говорить одна сестра, на 1%. Думаю, я был в том состоянии, о котором говорится в знаменитой поговорке -  …на Бога надейся, но и сам не плошай. Ну и, конечно же, став христианином я старался идти путём смирения, но без сокрушения это было только лицемерие.

Примерно через шесть лет, я уверовал в благодать, я понял, что этот такое, и перестал верить в себя. Я окончательно убедился, что сам по себе (по плоти) я лукавый более всего и крайне испорченный. Я наконец-то поверил, что Бог меня спас только по милости Своей, и моя вера, это не плод моих самодостаточных (плотских) усилий, но это дар Божий, то есть, это плод Святого Духа. Я, наконец-то поверил, что спасение Божье неизменно, потому, что Бог изменяет сердце человеку, и, начав в нас доброе дело, доведёт его до конца. Я, наконец-то поверил, что спасение, которое было принято, уже нельзя потерять. И вот я учусь идти путём смирения. Где-то успешно, а где-то затормаживаясь.

 Итак, два этапа – сокрушение и смирение.

 1.     Сокрушённое сердце.

 

Что интересно, о Господе Иисусе не сказано в Библии, что Он сокрушён сердцем.  

 

... Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; (Матф.11:28,29).

 

Слово – сокрушён, значит, разрушен, сломан. Что интересно, о Господе Иисусе написано, что Он кроткий и смиренный сердцем, но нигде не сказано, что Он сокрушённый. Почему? Потому, что Он праведный и Его не нужно было сокрушать. Сокрушать нужно то, что негодно, чтобы построить новое. Сердце Господа не нужно был сокрушать и строить заново.

 

Быть сокрушённым, значит сокрушаться о своих грехах, понимая, что сам по себе я не сделал и не делаю ничего хорошего, но только плохое. Думаю, слово - сокрушение это синоним к слову – покаяние. Гордый человек не сокрушён, то есть, почитает себя добрым, значимым, достойным, способным на великие дела.  Вот откуда исходит хвастовство, самохвальство, превозношение себя и уничижение других. Но сокрушённый  человек не может гордиться собой, ибо был обличён словом Божьим, и принял Его вердикт, что сам по себе он злой более всего и полностью негодный. И теперь нам понятно, почему об Иисусе Христе не сказано, что Он был сокрушённым. Ему нечего было сокрушаться. Он никогда не согрешил.

 

 Итак, очень важно быть сокрушённым, чтобы быть принятым Господом. Но насколько нужно быть сокрушённым? Можно ли быть сокрушённым на 70%? Нет. Только полное сокрушение принимает Господь. Например, если ударить по кирпичу молотком, то он сокрушится и превратится в осколки, которые уже нельзя использовать, как кирпич. Но мы ещё можем использовать осколки в качестве щебня в растворе бетона. То есть, ещё нельзя сказать о таком камне, что он сокрушён. Думаю, если Господь говорит о необходимости быть сокрушённым, то значит необходимое полное сокрушение. Нельзя быть сокрушённым наполовину, или на 99 процентов. Почему же Господь хочет, чтобы мы были сокрушёнными? Поможет нам понять это ещё один текст:

 

... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. 27 Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. (Иез.36:26,27).

 

Когда мы покупаем новое? Когда нужна полная замена чего-то. Бог принимает сломанное, разбитое сердце, чтобы дать нам новое сердце и новый дух. Сравнивая сердце безбожного человека с камнем, Господь хочет показать нам, на сколько оно мёртвое во грехах. В камне нет жизни. Вы хотели бы иметь супругу, или супруга сделанных из гранита, или из белого мрамора? Думаю, какие бы красивые внешне не были эти каменные статуи, но никто не захочет жениться на мраморной жене, и ни кто не захочет выходить замуж за мраморного мужа.

А вы захотели бы иметь мужа, или жену с мраморным сердцем? Пусть всё тело было бы живое, а сердце каменное (я не имею в виду тот насос, который перекачивает в нас кровь, но имею в виду наш дух). Вы хотели бы иметь такого супруга? Вот здесь уже многие бы согласились. Потому, что этого не видно явно, и в это нужно верить. А ведь Господь говорит нам, что сердца человека каменные, то есть мёртвые. Повторяю, под сердцем, конечно же, подразумевается наш дух. Вы можете себе представить каменный дух? Вроде бы это две несопоставимые вещи – камень и дух. Дух, это слово значит дыхание, ветер, нечто подвижное. А камень это что-то застывшее, твёрдое и в то же время хрупкое. Итак, каменный дух, это казалось бы нонсенс. Но так говорит слово Божье, что сердца у людей неверующих каменные.

Приведу пример из природы. Знаете ли вы, что любое вещество во вселенной может существовать в трёх состояниях – твёрдое, жидкое и газообразное. Абсолютно любое вещество. Например, воздух, которым мы дышим, можно заморозить, и он станет твёрдым, как лёд. А камень, или глину, или песок, можно расплавить, нагревая в печи, и они станут жидкими. А если их продолжить греть, поднимая температуру, то они закипят и начнут испаряться. То есть, перейдут в газообразное состояние. Этот пример, я привёл, чтобы мы поняли, что такое дух человека и что значит каменное сердце. Бог сотворил людей из земли, но вдохнул дыхание жизни, то есть, дал нам дух. Тело наше твёрдое, а дух как бы газообразный. Но когда человек отошёл от Бога, то он отошёл от жизни, можно сказать, что человек отошёл от света и от тепла. Если предположить, что земля начнёт удаляться от солнца, то вскоре, на земле всё замёрзнет. Не только вода, но и воздух замёрзнет и выпадет на поверхность земли в виде снега. А затем он слежится и превратится в лёд. Но это будет не водяной лёд, а воздушный.

Эта иллюстрация приведена в качестве сравнения, чтобы мы хотя бы приблизительно поняли, что происходит с человеческим духом  удалённым от Бога. Ведь не случайно Господь называет сердца неверующих людей каменными. Конечно это тоже гипербола как сравнение, но думаю, что  Во почеВот такое сердце (дух) у человека без Бога.  Вот почему люди названы мёртвыми. Написано:

 

… и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, (Кол.2:13).

… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, - (Еф.2:5).

 

Сокрушение сердца, это сокрушение всех наших знаний, нашего опыта, нашей мудрости, нашей силы, которые мы приобрели, когда были безбожниками. То есть, сокрушение сердца - это раскаяния человека. Сокрушение - когда мы все свои самодостаточные заслуги и успехи, чем гордимся, и что нас превозносит над другими людьми, так вот всё это мы почитаем негодным. Несокрушённый человек ещё пытается что-то всем доказать, ещё пытается себя преподнести в лучшем свете.

 

Несокрушённый человек не признаёт свои преступления и лицемерит на людях. Гордец не принимает обличения. А сокрушённый сердцем благодарит, когда его обличают, ибо хочет избавиться от грехов. А как избавиться? Написано:

 

… Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1Иоан.1:9).

 

Сокрушённый человек больше не надеется на себя. Ему не на что надеяться и он начинает полностью надеяться на Бога. И вот такого человека Бог принимает. Внимание, если к Богу приходит человек с несокрушённым сердцем, Бог его не принимает. Бог не даёт ему новое сердце, и он пойдёт дальше прежним человеком. Может быть, он станет членом церкви, но он по-прежнему каменный гость. От него не исходит тепло любви. Он холоден как камень. 

 

Нужно полное сокрушение. Господь хочет исполнить человека Своим Духом. Насколько глубоко? До самого сердца. Например, чтобы в камень проникла вода, нужно камень сокрушить. Причём сокрушить в пыль, а не просто на мелкие осколки, потому, что осколки это тоже мелкие камни, которые внутри останутся сухими. Даже если измельчить камень в песок, песчинки внутри останутся сухими. Измельчить нужно в прах, до мельчайшего состояния.

 

Как происходит сокрушение? Через принятие обличающего слова Божьего. Написано:

 

... Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер.23:29).

 

Господь говорит нам, кто мы есть на самом деле, и мы, если верой это принимаем, сокрушаемся. Мы ходим и размышляем, больше и больше вникая в смысл, и всё больше сокрушаемся. Одновременно, мы конечно же пытаемся доказать себе и другим, что мы ещё чего-то стоим, но Бог ставит нас в такие обстоятельства, когда мы сами падаем в ямы, которые рыли. Почему христиане впадают в разные грехи, почему ссорятся, воруют, прелюбодейничают и блудничают? Потому, что не сокрушались от своих грехов, когда покаялись. Мы можем покаяться, но не сокрушаться от своих грехов. Мы можем покаяться, продолжая считать себя ещё немного годным и прекрасным.

 

Внимание, я имею в виду человека самого по себе, когда в нём не действует и не созидает его Господь? Конечно, когда Господь над нами трудится, когда мы в Его руках и когда Он исполняет нас Своим Духом, об этом состоянии человека нельзя сказать, что такой человек негодный. По милости Божьей Господь делает нас годными для Себя. Но я имею в виду сейчас то состояние человека, когда он сам по себе. Годный ли он, или негодный? Так вот, сокрушённый человек почитает себя негодным. А несокрушённый человек почитает себя годным, хорошим, сильным, способным,  праведным. Но что говорит Бог? Пусть же слово Его сокрушает нас подобно молоту. Давайте послушаем Его:

 

... Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер.17:9).

 

Слово  - лукавое, значит злое. Именно такое значение этого слова. Сейчас слово – лукавое, приобрело немного более мягкий оттенок. Я, например, раньше думал, что лукавый это немного хитрый, это иногда могущий соврать когда ему нужно, это иногда лицемерный. Но под лукавством имеется в виду именно злость. Представьте себе что-нибудь самое злое, что вы видели в фантастических фильмах. Например, фантастический фильм «Чужой». Там представлено воплощение зла. Так вот, человек это абсолютное зло. Послушайте, и не закрывайте уши, как делают это многие, когда слушают, или читают этот отрывок. Наше сердце в самом себе, когда в нём не живёт Христос, злое более всего и крайне испорчено. Я и не надеюсь, что я могу вас в этом убедить, я хочу, чтобы вас убедило в этом слово Божье. Не будьте как неверующие, но будьте верующими. Господь говорит, что падший человек злой более всего и крайне испорченный.

 

Конечно, когда мы смотрим на людей, нам так не кажется. Мы видим множество добрых людей, которые не верят в Бога. И нам кажется, что человек существо по своей сути не злой, но может стать злым, в зависимости от того, каким путём выберет идти. Но, правда такова, что всякий человек уже выбрал идти своевольным путём. Написано:

 

... Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:6).

 

Знаете в чём проблема, когда мы читаем слово Божье? Мы его переозвучиваем в нашем разуме. Вот, например, этот отрывок. Нам кажется, что совратиться на свою дорогу, это не такое уж зло. Нам кажется, что убивать и насиловать вот это наибольшее зло. Но убийство, ложь и всякое насилие это есть результат того, что человек выбрал идти не Божьей дорогой, а идти своей дорогой. Самое большое зло это посчитать Бога лживым и отказаться от Его  пути, который Он нам предложил, и пойти своим путём.

 

Почему не все люди убивают и обманывают и поэтому нам кажется, что не все злые? Потому, что Господь сдерживает зло в человеке не позволяя многим людям скатиться на самое дно греха.  Но наступит время, когда Господь перестанет сдерживать зло на земле. Это будут дни великой скорби. Написано:

 

... Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. 8 И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего 9 того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, 10 и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. 11 И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12 да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. 13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа. (2Фесс.2:7-14).

 

Почему те дни названы днями великой скорби? Потому, что Бог больше не будет благословлять людей своим вмешательством, но даст полную свободу, чтобы каждый делал то, что ему очень хочется. И тогда люди покажут своё настоящее лицо. Это сегодня случается с отдельными людьми, или группой людей. И сегодня Бог отступает от некоторых людей, и больше не сдерживает их, и они быстро идут ко дну,  превращаясь в Гитлеров, Сталинов, Берий, Чикатиловых,  и многих других злодеев. Да и сегодня мы это можем наблюдать эту метаморфозу. Вот, люди, которые ещё вчера улыбались на улицах и говорили, здравствуйте, сегодня палят из пушек по жилым кварталам, где живут дети, женщины, мирные люди. Сегодня они насилуют и убивают мирных людей выстрелом в затылок. Что это? Это пример, до чего может докатиться человек, как только Бог перестанет его сдерживать. Итак, сегодня,  как и во все времена, люди убивают других невинных людей и при этом нагло врут, что это сделал кто-то другой. Это разве не зло? А будет ещё хуже.

 

Я сейчас хочу, чтобы вы не просто поужасались, видя грехи других людей, но чтобы вы ужаснулись от собственных грехов. Вспомните, откуда ваз извлекли. Вспомните, не только свои прошлые грехи, но и те, которые мы ещё продолжаем, к сожалению делать. У нас сегодня вечеря Господняя. Мы должны вникать в себя и в учение. Да, многие из нас по милости Божьей после покаяния, оставили многие свои грехи. И во-первых, это не наша заслуга, но благодать Божья. Но я хочу, чтобы вы сейчас благодаря этой проповеди увидели свою настоящую цену, кто вы есть без Бога. Хочу, чтобы мы оценили свою самодостаточную жизнь. Я не имею в виду ту жизнь, которую мы имеем во Христе. Слава Ему, когда мы пребываем в Нём, мы живём новой жизнью. Но я хочу, чтобы мы взвесили на весах все свои самодостаточные победы и заслуги. Что вы думаете о своей собственной праведности? Я говорю не о той праведности, которую даёт Бог, живя в человеке. Я говорю о собственной праведности, о которой пишет Павел в послании Римлянам:

 

... Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. 2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. 3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, 4 потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего. 5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. 6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. 7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. (Рим.10:1-7).

 

Вот оно наше проклятие – собственная праведность. Многие так гордятся собственной праведностью. Так гордились ею Евреи, и когда Господь сказал, что они как гробы окрашенные, снаружи красивые, а внутри полны гнили,  они взбесились, и распяли самого праведного на земле. Ведь они это сделали не смотря на то, что Он привёл самые верные доказательства, что Он Христос. Разве кто-то делал чудеса, какие делал Христос? Нет. И Евреи, видя всю жизнь Иисуса и Его дела, не смотря на это, распяли Его на кресте. Почему? Потому, что Господь обличил их. Это единственная причина, почему они Его распяли, потому, что гордились собственной праведностью.

Но что бывает, когда человек усиливается поставить собственную праведность? Мы прочитали, что тогда Господь не даст человеку праведность Христа. Мы прочитали так же в начале, что Господь обращает Своё лицо только на сокрушённых людей. Напоминаю, о Господе не сказано, что Он был сокрушённый. Да, Он был смиренный. Но в Нём ничего не надо было сокрушать. Это в нас нужно ещё так много сокрушить молотом и наковальней слова Божьего. И сейчас я хочу, чтобы Господь сокрушил вашу самонадеянность. Как вы оцениваете самих себя? Но  если вам трудно честно оценить самих себя, давайте послушаем, как оценивает нас Бог:

 

... Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты. (Пс.61:10).

 

Сыны человеческие это все люди, и хорошие и плохие. Возьмите самого известного и доброго человека. Но Бог говорит, что все люди это только суета и ложь. Обратите внимание на слово – только. Это значит, что нет иных вариантов. Все мы, в те моменты, когда надеемся на себя и думаем, что мы можем усилиями достичь собственную праведность, в такие моменты только суета и ложь. Такие все неверующие люди. Но такими бываем и мы, когда Бог не действует в нас. И если всех безбожных людей взвесить на весах, то мы не просто не имеем никакой ценности, но все мы легче пустоты. Подумайте, есть пустота, а есть нечто легче пустоты. Что это значит? Например, когда у вас на балансе (на вашем счету) ноль, это у вас пустота. Но если у вас долг в банке на огромную сумму, то это значит что вы в минусе. Так и все мы, не просто пустота по своей ценности, но мы в глубоком минусе. Причём все без исключения.

 

Один проповедник, не буду называть его имени с кафедры, сказал обращаясь к слушателям: ...какова ценность человека ? А затем сам продолжил: ...ценность определяется тем, сколько заплатили. А затем он задал следующий вопрос: ...а сколько за нас заплатили? И снова ответил на свой же вопрос: ...за нас Христос отдал Свою жизнь и пролил Свою кровь. После паузы, Он снова задал вопрос: ...какова цена жизни и крови Христа? О, воскликнул он, цена жизни Христа безмерно велика. И, сделав снова паузу, этот горе проповедник сказал: ...ценность человека можно определить поп той цене, какую за нас заплатили.

 

О горе! Горе для церкви от таких проповедников! О них написано:

 

...Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7 итак, не будьте сообщниками их. 8 Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, (Еф.5:6-8).

 

Это и есть случай, когда обольщаю пустыми словами. Это сыны противления. И за это гнев Божий придёт на них. Они обольщают церкви пустыми словами. Они говорят, что мы сами по себе очень ценны, потому, что сотворены по образу и подобию Божию. Но человек был ценным, когда был только сотворён. Когда же он согрешил, он стал лукавым более всего и стал крайне испорченным. Какова ценность дома, который крайне испорчен? Представьте себе такой дом. Как это можно крайне испортить дом? Даже если вы разрушите дом, что вокруг будут валяться шлакоблок и балки, то этот дом ещё не крайне испорчен. Ещё цел фундамент, ещё целы доски и камни. Можно снова сложить этот дом. Нужно только время и силы. Но что значит крайне испорченный дом? Это такое состояние, когда уже нельзя ничего взять из этого дома. Даже когда дом разрушить и истолочь в огромной ступе, чтобы он превратился в песок, этот песок ещё можно взять и добавить его  бетонный раствор. Итак, даже истолчённый в песок дом ещё нельзя назвать крайне испорченным. А что же это за такое состояние, когда мы крайне испорчены? Это если разрушенные части дома пропитать чем-то крайне ядовитым, вонючим и не смываемым. Даже радиоактивное загрязнение выветривается со временем. И лет через триста можно будет жить в  Чернобыле. Но представьте себе нечто такое ядовитое, что никогда не выветривается и не смывается. И вот это такое крайне ядовитое пропитало весь дом. На вид он целый. Гордо стоит, возвышаясь над другими домами. Но если кто попытается в нём жить, то он заразится ужасной проказой, и умрёт в страшных мучениях. Таковы все люди. Лукавые более всего, и крайне испорченные.

 

 

Позвольте задать вам вопрос: человек лучше бесов? Человек лучше диавола? Господь говорит, что сердце человека злое более всего, то есть, максимально злое, и испорченное. Библия использует ещё одно слово, называя людей мёртвыми. Написано:

 

... и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, (Кол.2:13).

... И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, (Еф.2:1-10).

 

Алексей Прокопенко сказал, что всё, что умеет духовно мёртвый человек, это вонять. Подобно, как воняют трупы людей. Какова ценность разложившегося распухшего человеческого трупа? Никакая. Почему и Сперджен сказал о своей собственной праведности – все мои дела воняют. Вот это и есть примеры сокрушения. Послушайте слово Божье. Если мы не сокрушены, то Господь не обратит к нам Своё лицо. Давайте ещё раз прочитаем:

 

... А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис.66:2).

... Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. (Пс.33:19).

 

Если кто-то из нас не сокрушён, то есть, почитает собственную праведность причиной своего избрания ко спасению, то услышьте, что говорит Господь, Он от вас далеко. Он близок к тем, кто сокрушён и смирён духом.

 

 

----------------------------------------------------------

Итак, мы узнали, что такое сокрушение сердца - это значит сокрушаться от своих грехов, исповедуя свою полную испорченность и непригодность, что во мне самом (самой) нет ничего ценного. Так, что я не имею права, ни на какие блага, но всё, чего я достоин (достойна), это только справедливого наказания в аду.  Если же человек, даже признавая себя грешником, всё-таки принимает помилование как нечто должное, что Бог должен был ему дать, то такой человек ещё не сокрушается от своих грехов.

 

… Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, (2Кор.10:4,5).

 

У всех нас есть твердыни. Это ложная вера и убеждения. Мы поверили в ложь, и она делает нас рабами греха. Истина же освобождает. Но достаточно ли иметь сокрушённое сердце? Нет. Господь сказал, что нужно иметь так же смиренное сердце. Чтобы войти в Царство Божье, необходимы две важных составляющих – сокрушение и смирение. Что же значит смиренное сердце? Об этом вторая часть проповеди.

 

 

2.     Смиренное сердце.

 

Недостаточно разрушить что-то плохое и негодное. Чтобы жить, нужно построить новое. Думаю, здесь логика проста и понятна. И если сокрушение сердца, это разрушение и отвержение негодного, то смирение подчинение воле Божьей с верой, что только Его воля благая, угодная и совершенная.  Но для этого нужно смиренное сердце. Где же взять силы для этого? Бог обещает дать силу и духовное здоровье для этого. Написано:

 

... Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, (Лук.4:18).

 

Итак, сначала сокрушение, а затем исцеление, чтобы мы были духовно здоровыми, то есть, смиренными.

 

Слово смирение происходит от слова мир. Однокоренное слово – мирный, то есть, незлобивый, не раздражительный, не гневающийся. Смиряться, значит быть мирным.

 

Проявление смирения можно условно разделить на три категории.

1.       Смирение по отношению к Богу — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле. Смирение исходит из признания, что воля Божья благая угодная и совершенная. То есть, смирение исходит из осознания, что источником всякой добродетели является Бог.

Смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя».

Однако смирение не синоним слова «бездействие» во время проблем и невзгод. Смирение побуждает с верой в Бога искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.

Нередко, по ошибке, смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога. Когда нас заставляют убивать несправедливо, а мы подчиняемся, то это вовсе не будет смирением. Это как раз проявление не смирение воле Божьей, Который говорит - не убий.

Итак, смирение — это жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают.

2.       Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на понимании, что, во-первых, все люди одинаково негодны, и я один из них, и поэтому не имею права злиться на других. А судить людей имеет права только Бог и будет время для этого.

Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идёт наперекор понятию «смирения». И если мы защитим женщину на улице от насильника, то это не сделает нас не смиренными. Наоборот, если мы пройдём мимо, когда кто-то бьёт женщину, или насилует, то это  как раз и будет не смирение. Потому, что мы не подчинились воле Божьей, Который повелевает защищать слабого. это и есть смирение, когда мы, подчиняемся воле Божьей и защищаем слабого человека.

Смирение — это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, и при этом смиренный человек — это тот, кто побеждает зло добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, не позволяя его оклеветать, когда судим справедливо, мы творим добро и этим добром побеждаем зло. Защищать ближнего, это не значит сразу хвататься за оружие.

3.     Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не почитает недостатки других людей большими, чем свои. Ведь мы можем гордиться тем, что мы не такие злые как другие люди. Мы можем гордиться тем, что мы меньше воруем и меньше обманываем, чем депутаты.

 

… ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. (Фил.2:3).

 

Итак, если сокрушение это разрушение твердынь лжи, то смирение это почва для созидания в нас истины.

 

Размышляя над этой темой, я понял, что признать себя испорченным и негодным не так уж и сложно. Более сложно проходить школу смирения. Как говорится в известной поговорке – ломать, не строить. Сокрушать всегда легче, чем созидать.

 

Хотя, нужно сказать, что не все христиане сокрушаются о своих грехах. Это тоже редкость. Обычно, люди готовы драться, доказывая свою ценность и достоинство. Поэтому, когда христиане сокрушаются о своих грехах, это уже хорошо. Но мы должны помнить, что этого не достаточно. Одно дело сокрушать старое, а другое дело построить новое. И поэтому смиренно терпеть, продолжая жить по воле Божьей, намного сложнее.

 

Нельзя возрастать в смирении, когда вокруг всё ладится и дела идут так, как нам хочется. Когда всё идёт более-менее по нашему плану, и у нас многое получается, то здесь смирения почти не нужно. Смирение нужно, когда наши планы разрушились, мы потеряли что-то ценное, и нам нужно усмирять себя, не позволяя себе роптать.

 

                                                              Знаем ли мы, что  когда мы ропщем, то мы обвиняем Бога?

 

Я это особенно явственно понял во время войны на Украине. Когда Россия напала на Украину в 2022 году, мы потеряли дом, потеряли всё нажитое хозяйство, вещи, имущество, тогда я понял, что сокрушаться о своих грехах, это ещё не самое сложное в жизни христианина. Более сложно довериться Божьей воле, когда у тебя всё пошло не так, как ты планировал и на что рассчитывал. Очень трудно в этих обстоятельствах верить, что Божья воля благая, угодная и совершенная.

 

 

Смирение — это качество противоположное гордости.

Гордость это нетрезвый взгляд на самого себя. Гордый человек почитает себя источником мудрости и силы, и поэтому, не только смотрит на свои заслуги с восхищением, но хочет, чтобы и другие восхищались им. Гордый не хочет подчиняться, но хочет, чтобы другие подчинялись ему.

 

Смирение это нищета духа, как сказал Господь, блаженны нищие духом. Для смирения необходимо убеждение, что я ничего своего не имею, а имею только то, что мне даровал Бог, и что я ничего доброго не могу сделать без Божией помощи и благодати. Итак, смирение — это трезвое видение самого себя, что я нищий, и полностью нуждаюсь в Боге.

 

Почему мы ропщем, когда что-то идёт не по нашим планам и расчётам? Потому, что почитаем свои решения, свои планы, свои дела совершенными. То есть, мы верим, что мы как Боги. И когда Бог ломает наши планы, мы ропщем на Бога, не веруя, что Он выше и мудрее нас. Итак, несмирение это нежелание признать, что есть только один Бог, и только Его воля благая, угодная и совершенная.

 

… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. (Рим.12:2-3).

 

Что такое век сей? Это царство сатаны, где правит идеология гордости, самохвальства, самодовольства, неблагодарности, где все почитают всё своей собственностью. Гордое сердце не думает о себе скромно. Гордое сердце почитает себя правильным и добрым. Апостол же пишет нам, чтобы мы больше не сообразовались с этим веком, и перестали гордиться собой, перестали почитать себя источником правильности и того, что есть добро и зло. Гордый человек сам хочет определять, что есть добро и зло. Но думали о себе скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Только прислушайтесь, вера возникла у христианина не сама по себе. Вера в христианине не плод его самодостаточных усилий, но это дар Божий. Что же говорит гордость? Гордость говорит: Я верую в Бога потому, что я так захотел.  В мире много таких верующих, называющих себя христианами, которые гордятся своей верой. Но смирение это трезвое видение самого себя.

 

Как же увидеть самого себя? Трезво увидеть себя можно, только если мы знаем, какой Бог. Без этого мы будем видеть себя искажённо.

Возьмём, к примеру, Моисея. Господь явился ему в терновом кусте, и сказал, что хочет послать его вызволить народ Израильский. Все мы знаем эту историю, как Моисей начал отнекиваться, что он слишком непригоден для этой великой задачи. Что это было? Это было проявление не смирения. Казалось бы, Моисей говорит, как мы и должны говорить – что мы сами по себе ничего не стоим и не можем. Но проблема в том, что Бог не посылал Моисея одного выполнять эту задачу. Бог ясно сказал Моисею, что Он будет с Ним и сделает всё необходимое. А что же Моисей? Он отнекивается, и просит послать кого-то другого. Что это? Это значит, что Моисей ещё не знал, кто такой Бог. Ведь по сути, слова Моисея значили следующее: …Ты Господи многое можешь, конечно, Ты сильный, но без хорошего помощника ты не справишься. А я Моисей очень слабый и старый. Я на столько не пригоден для тебя Господи, что даже Ты, с Твоею силой и  мудростью не сможешь меня исправить и дать мне силы и способности. Вот такое заявление было скрыто в словах Моисея, когда он отказывался выполнять волю Божью. Это значит, что Моисей не верил, что Бог всемогущий, что Он может изменять людей как захочет. Что мешало Моисею поверить Богу? Ему мешала ложная вера (твердыня в разуме) что человек сам себе господин и может сам себя изменять. А ещё Моисей верил, что Бог нуждается в людях, которые сильны, которые мудры, и которые могут что-то дать Богу. Моисей верил, что Бог зависит от человека! И мы видим, что Бог разгневался на Моисея за это. Читая эту историю, я удивляюсь милости Божьей. Я удивляюсь, как Бог не уничтожил Моисея за такие слова! Давайте прочитаем эту историю:

… И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. 11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь? 12 итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. 13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. 14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем; 15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; (Исх.4:10-15).

Итак, мы видим, что Моисей имел ложную веру, что люди должны служить Богу своими силами и способностями, а Бог нуждается в сильных людях. Это и помешало Моисею смириться и подчиниться Богу. Думаю, (это моё мнение конечно) что Моисей обиделся на Бога, что Он не поддержал его тогда, 40 лет назад, когда он проявил героизм и хотел помочь народу Израильскому. А Бог не вмешался, и в результате, Моисея хотели убить, и Моисею пришлось оставить всё,  и бежать в другую страну. Моисей тогда ещё надеялся, что его власть, и его влияние пригодилось бы Богу. Но Бог просто проигнорировал это. И вот Моисей, принц Египта, пасёт овец в пустыне, как наёмный пастух.

Думаю, это же мешает и нам смиряться и подчиняться воле Божьей. Особенно, когда мы что-то теряем, нам кажется, что Бог оставил нас на произвол. Нам очень больно. Что же нам нужно? Нам нужна вера, что воля Божья благая, угодная и совершенная.

… и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. 3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. (Рим.12:2,3).

Ещё написано:

...облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время. 1 Пет.5:5-6.

Эти два стиха связаны между собою. И Павел, и Петр пишут о смиренномудрии. Только Павел называет это немного по другому: …. не думайте о себе более, нежели должно думать, но думайте скромно, по  мере веры, какую каждому Бог уделил. Пётр называет это смиренномудрием.

Смиренномудрие, это думать о себе скромно. Это значит, не думать о себе, как думал Навуходоносор – вот я, и вот моя рука, и вот моё могущество. И в результате, его пришлось превратить в животное, чтобы он остепенился, и перестал гордиться собой. И апостол Павел предупреждает нас, что мы можем возгордиться своей верой, что якобы это наша заслуга, это плод наших усилий. Но Павел пишет, что веру нам уделил Бог. Не думайте, что я поверил, и поэтому Бог меня спас. О! Не думайте так нескромно о себе! Мы должны быть смиренномудренны. А это значит, мы должны думать, что вера у нас от Бога, это Его благодать. И если бы Он не дал нам веру, мы бы ходили сейчас блудничали, воровали, убивали и так далее.   Ещё написано:

… От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; 24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, 25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, 26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю. (2Тим.2:23-26).

Если мы имеем веру, нам нужно думать о себе скромно и благодарить Бога за покаяние и веру, которую Он нам дал. Ещё написано:

…Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. (Гал.5:22-26)

Очень ясно написано, что вера, кротость, воздержание, и все другие добродетели это плод Святого Духа в христианине. И мы не должны тщеславиться, не должны друг друга раздражать и превозноситься и завидовать. Ещё написано:

…Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. 4 Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, 5 Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, 7 чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит.3:3-7).

Присмотритесь, наше упование это плод Святого Духа. А до этого мы были несмысленны. То есть, мы были не способны правильно мыслить. А ещё здесь сказано, что мы были рабы похотей. Раб похотей это раб безбожных желаний. Раб это тот, кто не может сам освободиться. Мы не могли освободиться от рабства греху.

А ещё здесь сказано, что мы были злобные, были гнусные и ненавидели людей. И только когда в нашу жизнь явилась благодать и Бог спас нас, то это не потому, что Он предвидел наши будущие добрые дела, или предвидел нашу веру. Бог спас нас только по Своей милости. Он спас нас банею возрождения и обновления Святым Духом. Нас нужно было полностью обновить. А наше прежнее ни к чему не годно, разве только в качества примера, что есть зло. Только задумайтесь, ведь нас Бог мог оставить в качестве сосудов гнева, где Бог явит Свой справедливый гнев! Ещё написано:

  Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим. 7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:6,7).

Смиренномудрие это не мудрствовать сверх того, что написано. Написано в Библии, что человек без Бога не может делать ничего хорошего, значит нужно так и верить. Но некоторые мудрствуют сверх написанного, думая, что человек сам по себе добр, если постарается. Они говорят, что не всё же Христос будет давать человеку, но должен же и человек сам хоть что-то сделать, ну хоть один процент, или хотя бы одну тысячную процента. Такая вера приводит к превозношению друг над другом. Это и произошло в Коринфской церкви. Там начали мудрствовать сверх того что написано и стали гордиться собой, и унижать других. Гордость причина ссор, распрей и разделений. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий